|
"ПЕСНИ АРФИСТА": ИГРА ПО ДРЕВНЕМУ ЕГИПТУ В доме Атефа, в гробнице владыки Эту песню поёт арфист: "Благословен ты, добрый владыка, Свершилась судьба прекрасная! Так поколение за поколением Уходят, сменяя друг друга. Владыки покоятся в пирамидах, Знать и жрецы - в гробницах. Но там лишь их мумии. Где ж они сами? Что с ними стало со всеми? Я знаю речи Имхотепа И мудрого Хорджедефа; Слова их все повторяют и ныне, Но где отыскать их гробницы? Рухнули стены, исчезли бесследно, Как будто их не бывало. И уж никто не придёт оттуда И не расскажет, что с ними... ...Пусть же сердце твоё веселится, пусть позабудет о смерти!.. ...Делай всё, что сердце прикажет, пока не покинул землю..." Это - отрывок из древнеегипетской поэмы, известной под названием "Песнь Арфиста". Странный текст, неожиданный, не правда ли? Египтянин сомневается в своей посмертной судьбе, из-за чего призывает жить "здесь и сейчас". Его рассуждения звучат непривычно: для нас Египет олицетворяет, в первую очередь, культ загробного мира, культ вечной жизни после смерти. Это понятно: египтяне для этого и старались. Однако, для них было важно не только понастроить себе гигантских усыпальниц, но и оставить память в сердцах живых. Поэтому строились гробницы, поэтому на стенах высекали имена усопших: если имена не забыты, не забыты люди, носившие их. Но время всё равно сыграло с египтянами каверзную шутку, и память о них не полна, отрывочна. Нам трудно понять, почему среди египтян, так твёрдо уверенных в своём загробном бытии, попадаются всякие арфисты, которые поют о сомнениях. Египет - сложная культура. Мы не ставим своей задачей реконструировать её на игре: это невозможно. Но нам, мастерам игры "Песни Арфиста", интересно попытать воссоздать эту культуру хотя бы в нескольких аспектах. Игра формируется на основе конкретного исторического момента, параллельно создаётся некий метафизический пласт, без которого Египет - не Египет. Серьёзный акцент делается на тонкости поведения, этикета, распорядка: это как раз те аспекты, которые мы в силах "отыграть", более того, именно они будут решающими для возникновения атмосферы Египта. В чём-то, безусловно, мы отойдём от канонов этой цивилизации. Мы не случайно процитировали Арфиста. Его песнь, по мнению учёных, возникла в переломный момент египетской истории, когда Древнее Царство уже закончилось, а Среднее ещё и не думало начинаться. За историческую основу игры принимается период правления фараона Пепи Второго, последнего значимого фараона VI Династии, по завершении которой и сложилась ситуация, когда все представления о правде и неправде перевернулись, и арфисты запели совсем жалобно. В известном смысле, мы закладываем возможность исторической альтернативы: результатом нашей игры не обязательно должно стать то, что небо упадёт на землю, а первый переходный период - на Египет. Вариантов развития этой ситуации множество, чем она и симпатична. О метафизике мы пока не станем подробно говорить. Скажем только, что она будет. Есть один египтологический анекдот: "Раннее утро. На берегу Нила сидит египтянин. Подходит к нему грек, начинает общаться. - Скажи, о египтянин, как называется у вас вон то? - грек тычет пальцем в небо. - Это "пет", небо, богиня Нут, - отвечает египтянин. - А что вон там? - спрашивает грек про солнце. - Это солнечный телец, его только что родила вон та священная корова, - флегматично говорит египтянин, указывая на небо. Грек в лёгком замешательстве. Только что это была Нут, а уже - священная корова. Он уходит. Наступает день. Грек опять встречает этого египтянина. - Скажи, о египтянин, а что теперь у нас над головой? - говорит он о солнце. - Это - сокол, он плывёт в своей барке по небесному Нилу, - египтянин опять указывает на небо. Грек ещё больше удивился. Как-то не принято путать сокола с тельцом...О том, что священная корова стала рекой, он уже и думать боится. Он оставляет египтянина и уходит в задумчивости. Уже на закате дня он возвращается и застаёт египтянина на том же месте. - О египтянин! А что я вижу сейчас над головой? - грек поднимает руку и указывает на звёзды. - Это поросится священная свиноматка, - едва глянув на грека, египтянин кивает на небо. - Утром она съест их, своих поросят. Ругаясь и негодуя, грек отправляется восвояси. Решив, что над ним издеваются, он бурчит: "Идиоты... что я, реку от свиньи отличить не могу?..." Мы надеемся, что наша игра поможет отличить реку от свиньи...
Рекомендации
Комментарии (0)
|