07.12.25   карта сайта   настройки   войти
Сайт свободных игровых коммуникаций
Умереть в Иерусалиме
Донжон
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
поиск
Лучшее
текст Алгоритм "Хочу поехать на игру"+2
видео О трудностях создания инноваций+2
событие Интерактивное образование+2
текст Боги / Песни Арфиста (игра по Древнему Египту)
Рекомендации: +:0     :0

Боги на игре

Для начала, несколько слов о мифологических представлениях египтян. Судя по всему, их восприятие богов строилось по принципу "бог один, но просто очень разный". Т. е., боги - это персонификации неких сил, принципов и законов бытия, антропоморфные настолько, насколько это нужно для упрощения описания мира. Иногда они действуют с абсолютно человеческими мотивациями, иногда - с абсолютно нечеловеческими. Ошибочны те толкования мифов, где каждый бог рисуется как человеческая личность, где нет глубинного анализа всей стоящей за образом бога символики. Для египтян не было ничего сложного в том, чтобы знать, например, что Хатхор,Сехмет, Тефнут - это одна и та же барышня в разных функциях и ипостасях, что Ра-Атум, Атум-Хепри, Ра-Хор-Ахти - это один и тот же бог в разных ипостасях. Мы уже приводили анекдот про грека и египтянина, он - прекрасная иллюстрация к тому, как египтяне оперировали своими представлениями о мире. Божественное начало не абстракция, оно всегда имеет конкретное приложимое к ситуации проявление. Любой миф можно разложить на первичные мифологемы, сопоставив которые, понимаешь, что именно означает, например, единство образа Нут, Хатхор, свиноматки и небесного Нила. Всё просто: имя божества меняется в зависимости от функции. Богиня Хатхор - букв., "место Гора", т. е., небо, здесь она отождествляется с Нут, которая и небесный Нил, несущий барку Ра, и рождающая ежевечерне своих поросят - звёзды, - свиноматка (и ежеутренне их поедающая - отсюда у ней с супругом Гебом конфликт). Хатхор иногда является священной коровой, рождающей каждое утро солнечного тельца Ра (который при этом успел проплыть по Дуату, победить Апопа и выйти в день через Утренние Врата, т.е., родиться у Хатхор). Новорожденный телец зовётся Хепри, "возникший, воссуществовавший", в полдень это - Ра, на закате это - Атум, "совершенный", т.е., заходящее солнце.
Принцип понятен?
Для игры мы не будем выстаривать подобные "синонимические ряды", но два-три божества будут иметь несколько имён и разнообразие функций. Кроме того, одна и та же материя может иметь не одного, а несколько божественных покровителей.
Итак, боги нашей игры.

Божественная эннеада (девятка). До начала правления V династии в Мемфисе почитали, в первую очередь, Птаха - творца всего, его супругу Сехмет, их сына Нефертума. Фараоны V Династии, выходцы из гелиопольского жречества, утвердили в столице культ Ра, который к интересующему нас времени стал основным. Вместе с культом Ра в столице утвердилась идея эннеады - девятки богов „высшего эшелона". Сам Ра - глава эннеады, Шу и Тефнут - его дети, Геб и Нут - его внуки, Осирис, Сетх, Исида и Нефтида - его правнуки. Для игры мы принимаем, что Тефнут и мемфисская Сехмет - одно и то же лицо в разных ипостасях; Нефертума вводить не будем, Нефтиду - тоже, поскольку она - „альтер эго" Исиды, её „тёмный" двойник, но собственных подвигов у неё, кроме рождения Анубиса от Осириса и неудачного замужества с Сетхом, нет. Т. е., с нашей точки зрения, Нефтиды как самостоятельного божества не существует. Её имя - „небет хет", т.е., „владычица дома"; это может относиться к самой Исиде. Так что эннеада сокращается до окдоады ;) Но есть одна очень значимая в ту эпоху богиня, которую мы вводим в эннеаду: это дочь Ра Хатхор. По своим функциям она отождествляется с Тефнут-Сехмет только в образе Ока Ра.

РА: бог солнца, изображался соколом, котом, человеком с головой сокола, увенчанной солнечным диском. Фетиш Ра - четырёхгранный столб-обелиск "бен-бен" (симолизирующий первый холм земли, возникший из вод предвечного океана). Он даёт свет и тепло для живых и умерших; он - создатель мира и людей, отец богов и отец царя. Ра плывёт по небесному Нилу в Ладье Миллионов Лет, днём это ладья Манджет, ночью - Мескетет, в ней он спускается в Дуат (преисподнюю), сражается там со змеем Апопом и его порождениями - крокодилами и бегемотами, - и плывёт по подземному Нилу к Утренним Вратам. Ра - высший судья эннеады, он правит миром, он видит всё, происходящее на земле, разбирает жалобы и отдаёт распоряжения. Если он видит нарушение Маат многими людьми, он посылает своё Око - Хатхор или Сехмет/Тефнут для покарания преступников.
ШУ: его имя - "пустота", "свет", "пространство", "воздух". Бог воздуха, разделяющий небо и землю (Геба и Нут, своих детей). Изображался человеком, стоящим на одном колене, с руками в жесте "ka". Он - один из эннеады, он - спутник и защитник Ра, солнечный змееборец. Когда Тефнут (богиня влаги), обидевшись, ушла из Египта (и наступила засуха), Шу вместе с Тотом вернули её обратно, обернувшись павианами и заманивая плясками и пением. Так Шу получил эпитет "приводящий издалека". (Это указывает не на то, что египтянам нужно было наградить каждого бога абы каким эпитетом, а на то, что вернуть в Египет влагу это означает спасти его от гибели. Шу - спаситель Египта.) Шу женился на Тефнут, что позволило наступить весеннему расцвету природы. Этот сюжет повторяется каждый год.Шу свидетельствовал за Гора во время борьбы с Сетхом. Иероглиф имени бога - страусиное перо (перо Маат).
ТЕФНУТ: богиня влаги, дочь Ра, жена Шу. Её земное воплощение - львица. Также Тефнут - жена Птаха (точнее, жена Птаха - Сехмет, львиноголовая богиня пустыни, а Тефнут и Сехмет постоянно отождествлялись). Тефнут - Око Ра, она сжигает всех врагов Ра во время его путешествия по небу (в качестве ока Тефнут отождествляется с Уаджет - уреем, символом ока Гора).
ГЕБ: бог земли, сын Шу и Тефнут. Обычно изображался человеком в короне либо Верхнего, либо Нижнего Египта. Геб поссорился со своей женой и сестрой Нут (небом) за то, что она ежедневно поедала собственных детей - небесные светила, вновь рождая их. Шу разъединил супругов, оставив Геба лежать, а Нут подняв над головой. Геб считался добрым божеством, он защищал людей ото змей, живущих в воде, давал все необходимые растения, из него выходила вода (Нил). Его титул - "князь князей", он считался правителем Египта. Его наследником был Осирис, который передал власть над Египтом Гору, а тот - фараону.
НУТ: богиня неба, дочь Шу и Тефнут, жена и сестра Геба. Дети Нут - звёзды, движением которых она управляет, и солнце. Проглатывая своих детей, а затем рождая их, Нут осуществляет смену дня и ночи. Мать Осириса, Сетха, Исиды и Нефтиды. (На игре Нефтиды нет.) Её эпитеты - "великая (в смысле, бесконечная) мать звёзд", "рождающая богов". В Нут заключена тысяча душ. Она связана с культом мёртвых: поднимает умерших на небо, охраняет их в гробнице. Нут изображали на внутренней стороне крышки саркофага, что символизировало небо над усопшим. "Проведёт она вечность над тобой" - слова, обращённые к лежащему в саркофаге. Изречение из "Текстов Пирамид": "Нут, ты сияешь, как царица Нижнего Египта, и могуча ты над богами, души их - твои, наследие их - твоё, жертвы их - твои, и имущество их - твоё". Также звёздное небо и Нут изображали на потолке погребальной камеры, храма или святилища.
ОСИРИС: бог производительных сил природы, владыка загробного мира. Старший сын Геба и Нут, муж и брат Исиды, брат Сетха. Он был четвёртым из богов, правивших землёй, унаследовав власть от прадеда Ра, деда Шу, отца Геба. Царствуя над Египтом, он отучил людей от дикого обораза жизни и людоедства, научил сеять злаки (ячмень и полбу), сажать виноградники, печь хлеб, варить пиво, делать вино, добывть и обрабатывать медную и золотую руду. Он обучил людей врачеванию, строительству, установил отправление культов (т.е., дал распорядок обрядов, что для древнего египтянина равнозначно получению единственно верного образа жизни, - "установил Маат"). После того, как Сетх вероломно убил его, а Гор отомстил за это, Осирис стал владыкой загробного мира. Осирис обычно изображался сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его тело. Его тело всегда окрашивали в зелёный. Годичный сезонный цикл воспринимался как постоянно повторяющийся сюжет из жизни Осириса: сначала он умирает, и с ним умирает весь растительный мир, наступает засуха, затем Исида оплакивает его, и её слёзы так наполняют Нил, что река разливается, затем Гор оживляет его, и вместе с ожившим "озеленившимся" Осирисом оживает и зеленеет весь растительный мир. Даже в умершем Осирисе всегда сохранялась жизненная сила. На изображениях сквозь гроб Осириса прорастает дерево или из Осириса-мумии вырастают стебли злаков, которые поливает жрец. В погребениях иногда помещалось натянутое на раму полотно с лежащей на нём фигурой Осириса из земли, засеянной зёрнами полбы или ячменя: если прорастёт зеленью Осирис - оживёт умерший.В эпоху Древнего Царства с Осирисом отождествлялся только умерший фараон. Фараон становился Осирисом и восходил на небо в качестве созвездия Ориона (культового созвездия Осириса). Атрибуты Осириса - жезл власти (хекА), посох - символ основания, установления (уас) и плеть (хЕху). Как сын Геба, Осирис считался богом подземных глубин, на его плечах покоится вся вселенная, из его рук вытекает Нил. Корона Осириса, за которую боролись Гор и Сетх - это двойная корона Обеих Земель (т.е., Верхнего и Нижнего Египта). Корона Осириса как владыки загробного мира - корона "Атеф" (корона Верхнего Египта с двумя страусиными перьями).
СЕТХ : бог "чужих стран", т.е., пустыни. Олицетворение злого начачла, сил хаоса, убийца Осириса. Сын Геба и Нут. Изображался в виде человека с головой осла (его священными животными были осёл, окапи, свинья - "отвращение для богов", антилопа, шакал "салава"; возможно, на изображениях голова не осла, а этого шакала). Эпитеты Сетха - "могучий", "рыжий". Образ Сетха несколько противоречив, поскольку в дошедших до нас мифах он фигурирует и как убийца Осириса, и как защитник Ра, которого спасает от змея Апопа, извечного врага Ра. (Скорее всего, "злой" Сетх родился в Верхнем Египте, где влияние пустыни очень ощутимо, и песчаная буря не может отождествляться с чем-то хорошим. А образ Сетха - метателя молний, стоящего на носу Ладьи Миллионов Лет и поражающего врагов Ра как на небе, так и во время плавания по подземному Нилу, пришёл из Нижнего Египта, где существовали грозы, а песчаные бури были редкостью.) Сетх убил Осириса:
а) из зависти,
б) из ревности к Исиде,
в) из желания властвовать над Египтом (в Раннем Царстве в царскую титулатуру входило и имя Гора, и имя Сетха),
г) из априорного стремления сил хаоса разрушить любой порядок.
Сетх проиграл битву за корону Осириса. По одной версии, Гор убил его, по другой - Ра взял его на нос Ладьи Миллионов Лет. Тем не менее, каждый год под Новый Год Сетх стремится взять реванш, убивает Осириса и становится на короткое время владыкой земли. В ночь, когда это происходит, силы зла гуляют по земле, и человеку нельзя покидать своего жилища. Исида плачет, Нил разливается, восходит Сириус - звезда Исиды, наступает Новый Год, и Гор поражает Сетха. Силы зла больше не грозят человеку и всему живому.
ИСИДА: богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности, богиня волшебства. Наиболее существенны два её проявления: Исида-жена-и-мать, нашедшая части тела Осириса для мумификации (а создание его мумии позволило ему возродиться) и родившая Гора; Исида-великая-чарами, мудрая, хитрая и опасная богиня. В первом случае она покровительствует беременным и больным, во втором - является источником магического знания.
ХАТХОР: богиня неба, небесная корова, рождающая солнце, изображалась женщиной в короне с рогами коровы и солнечным диском. Её фетиши - столб с головой коровы и малахит. Хатхор покровительствует культу фараона, она вскармливает фараона божественным молоком (3 раза в жизни: один - после рождения, второй - на коронации, третий - после смерти). Её культовые деревья - сикомора, финиковая пальма. Хатхор - богиня любви, веселья, музыки, пляски, её атрибут - систр.
Будучи дочерью Ра, Хатхор может выступать как его Око. Она принимает образ львицы и карает врагов Ра. Будучи богиней неба, она рождает Гора каждое утро. Чтобы не путать её в этом качестве с Исидой, мы должны знать, что у бога Гора есть два разных проявления, и эти богини - матери соответствующих проявлений. (Помните, мы в начале говорили о многофункциональных богах?)
ЭННЕАДА богов занимается тем, что судит дела земные, управляет миром горним и дольним.

Городской бог Птах. В Мемфисе подолжают почитать этого бога наравне с эннеадой, хотя он не входит в неё. Согласно традиции Мемфиса, бог-творец вселенной, он создал мир и всё в нём существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремёсла, искусства и т. д.) "языком и сердцем", задумав творение в своём сердце и назвав задуманное словами языка своего. "Эннеада - это губы и зубы Птаха, уста которого назвали все вещи." Птах - язык и сердце эннеады, в нём заключены все боги. Он создал Ра, который родил всех остальных богов путём орального самооплодотворения и орального же рождения. Птах изображался в виде человека в плотно облегающем одеянии, не укрытыми оставались только кисти рук, держащие посох "уас" (символ установления, основания, укрепления). Птах считался покровителем ремёсел, искусств, богом истины и справедливости. Его женой была Сехмет (львиноголовая богиня, "гнев Ра", гневная ипостась Тефнут).

Бог письма Тот. Бог мудрости, счёта и письма. Его жена - богиня Маат. Эпитеты Тота: "владыка бедуинов", "владыка чужеземных стран". Священное животное - павиан, птица - ибис. Ему посвящены пять добавочных дней вне 12-ти месяцев египетского года (каждый месяц - ровно по 30 дней, и есть 5 дней вне этих месяцев). Тот отождествлялся с луной (левый глаз Ра), считался сердцем Ра, изображался позади Ра-солнца. Он создал всю интеллектуальную жизнь Египта, вёл счёт дням, месяцам, году, разделил время на месяцы и годы, его называли "владыка времени". Он записывал дни рождения и смерти людей, вёл летописи. Тот создал письменность и научил людей счёту и письму. Считался покровителем писцов, которые перед началом работы совершали ему возлияния. Покровительствовал всем книгохранилищам. Он "управлял всеми языками" и сам считался языком Птаха. Он - писец божественной эннеады и писец на загробном суде Осириса. Он фиксировал результаты взвешивания сердца на весах Маат. Тот участвовал в оправдании Осириса, давал приказ о его бальзамировании - он принимает участие в любом погребальном ритуале. Тот выступал защитником Осириса, был на стороне Гора во время борьбы с Сетхом, он же и прекратил эту борьбу. Тот охранял каждого покойного и вёл его в царство мёртвых. Также считался владеющим магией в совершенстве, его эпитет - "великий чарами" ("ур хекау"). Человек, владеющий искусством письма, за счет этого приобщается магии и становится "знающим вещи", т.е., осеняется мудростью Тота. Каждый акт писания - это акт служения Тоту.

Бог бальзамирования Анубис. Он же - "открыватель путей", т. е, проводник в загробном мире. Бог-покровитель умерших, почитался в образе лежащего чёрного шакала, или дикой собаки Саб, или человека с головой шакала. Он - один из судей эннеады, хотя в неё не входит. Его эпитеты: "тот, кто впереди страны Запада" (т.е., царства мёртвых), "владыка Ра-сетау" (т.е., некрополя и царства мёртвых), "сторож западной седловины" (это требует комментариев по географии, см. в соотв. файле). Анубис считал сердца умерших, вместе с Исидой собирал части тела Осириса, создавал его мумию. Он полностью проводит ритуал бальзамирования, кроме того, он возлагает руки на готовую мумию и силой магии превращает умершего в "ах" ("просветлённого"), оживляя его таким образом для загробного мира.

Бог фараона Гор. Надо отметить, что Ра - тоже бог фараона и фараоновой власти. Между двумя богами есть различие: Ра символизирует фараона как правителя в принципе, а Гор - фараона, который борется с Сетхом (злом, неправдой) и поддерживает на земле правильный миропорядок. Гор, в отличие от Ра, уходит к своему отцу Осирису по смерти фараона и возобновляется в новом фараоне. Ра - символ вечности применительно к природе власти, Гор - символ цикличности. Итак, Гор - бог, воплощённый в соколе (его имя означает "высота, высокий, верх"). Изображался соколом, человеком с соколиной головой, крылатым солнечным диском. Мы не будем углубляться в происхождение этого образа, отметим только, что это - синкретичное божество, и основные функции Гора как сына Исиды - мстить за своего отца Осириса, а как бога света - бороться с силами мрака, в этом случае глаза Гора - солнце и луна (а матерью Гора как бога света является Хатхор). Согласно осирическому мифу, Гор был зачат Исидой от убиенного Сетхом Осириса, когда он вырос, он покарал Сетха и отобрал у него корону Осириса - корону Обеих Земель, став, таким образом, фараоном. В ходе битвы Сетх вырвал у Гора священное Око Уаджет, которое Гор потом дал проглотить Осирису, чтобы оживить его. Есть версия мифа, где Гор и Сетх в течение долгих лет судятся за корону Осириса перед эннеадой. При этом Ра в суде участия не принимает, а "болеет" за Сетха, когда тот проигрывает спор, Ра берёт его на нос своей Ладьи Миллионов Лет. Стоя на её носу, Сетх поражает молниями врагов Ра. По этой версии, корона так же достаётся Гору. Как бог света, Гор сопровождает ладью Ра и поражает врагов Ра (крокодилов, бегемотов, Сетха) гарпуном. В игре Гор - покровитель верховной власти, фараон - проявление Гора. По поводу глаз Ра и Гора: египтяне не утруждали себя выдумыванием новых образов и превосходно эксплуатировали старые. Оба бога - солнечные, оба пользуются своим правым оком для восстановления Маат (чем является наказание врагов Ра в одном случе и воскрешение Осириса - в другом), у обоих левое око - луна. Видимо, образ бога с глазами был особо приятен и понятен египтянам. Разница между Хатхор-Тефнут, Оком Ра, и коброй Уаджет, Оком Гора (это ещё и символ власти фараона) - в исполняемых действиях. А посокльку Гор - бог света - вообще испостась Ра, то понятно откуда у Гора - сына Исиды взялось правое Око с удивительными свойствами.

Закон бытия Маат. Маат не была богиней, которой поклонялись в конкретных храмах (известен только один храм Маат, но он был построен в XIX-ю Династию, а у нас - VI-я; разница в 1000 лет). Она - принцип, объемлющий бытие, поклонение ей заключалось в праведной жизни и следовании принятым законам. Маат - истина и порядок, вселенский закон. Если Маат покинет Египет, наступит конец света. Египтяне, каждый по-своему, всем силами поддерживали Маат. Её жрецами являлись судьи, главный жрец Маат - фараон. Фараон именовался "владыкой Маат". Богиня изображалась женщиной, сидящей на корточках, прижав колени к груди, со страусиным пером ("пером Маат") на голове. Символы Маат судьи носили на груди.
Маат участвовала в творении мира, то есть, была изначальным образцом, вселенским эталоном, по которому и строился мир. Непосредственно отсюда следует отношение египтян к первым временанм существования мира, когда правили боги. Тогда всё соответствовало изначальному замыслу и закону. Позже мир начал меняться, и соответствие Маат всё уменьшается.


  следующие 20 следующие 20 

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

 
порядок:
  следующие 20 следующие 20 
Лица игр

Лео
(Леонид Царев. Санкт-Петербург)
Ближайшие события
все регионы

Заявиться через: allrpg | rpgdb



Ролевые ресурсы
Другие игры и ресурсы
Настольная игра Берсерк

Клуб любителей Munchkin

Улун - знаменитый китайский чай

Конные прогулки в Подмосковье


Умереть в Иерусалиме


дизайн портала - Срочно Маркетинг

TopList
  первая     наверх
info@rpg.ru