27.04.24   карта сайта   настройки   войти
Сайт свободных игровых коммуникаций
http://www.smart-tourist.ru/
Перекрёсток Рекордс
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
поиск
Лучшее
текст Алгоритм "Хочу поехать на игру"+2
видео О трудностях создания инноваций+2
событие Интерактивное образование+2
публикация Полевые игры с нуля / СМИ о нас
Мир фантастики (Москва, Московская область) | 09.06.2004
Тип: газета
Петр Тюленев,1

Практическое и теоретическое пособие

Пожалуй, сейчас трудно найти человека, который ничего не слышал бы о ролевых играх. Психотерапевты проводят ролевые тренинги, участники которых примеривают на себя разнообразные социальные роли. Геймеры проводят ночи за компьютерными РПГ. Компании настольщиков годами собираются по выходным, чтобы погрузиться в фантастические вселенные. А с наступлением лета тысячи молодых и не очень людей вооружаются тренировочными мечами и пневматическими пистолетами, облачаются в затейливые одежды, забираются в безлюдные пригородные уголки и разыгрывают там нечто, отдаленно напоминающее спектакли — без зрителей и без сценария.

Это и есть полевые игры — жанр, позволяющий полноценно прикоснуться к иной реальности, но и требующий от игроков наибольших усилий. О том, что это за усилия и как их правильно приложить, и пойдет речь.

Я получил эту роль
Главное, что вы везете на игру — не шикарный костюм, не шестиместная палатка, не распечатка правил и даже не полевая аптечка. Главное — это ваша роль: благородного самурая, начинающего волшебника, межзвездного контрабандиста или гениального ученого. Роль каждого — кусочек того иного мира, который создается всеми участниками игры, и именно от исполнения роли зависит успех и интересность действа в целом и в частности. Умение играть, временно перевоплотиться в кого-то другого, органично существующего в мире игры, — талант, если хотите, высокое искусство. Научить этому нельзя: каждая игра приносит новые роли, требующие от игрока новых решений и находок. В этом и состоит суть ролевой игры, поэтому мы не будем лишать игроков удовольствия создавать оригинальные образы, а просто дадим несколько ориентиров, которые могут помочь.
Прежде всего — ознакомьтесь с первоисточниками. В основе полевой игры могут лежать книги, компьютерные игры, исторические реалии, фильмы, настольные игры или "авторские миры" (впрочем, в таких случаях организаторы часто приводят список "рекомендуемых к изучению" первоисточников). Освоившись с миром, в который вам предстоит играть, подумайте, кто из его обитателей наиболее вам близок. Не стремитесь сразу сыграть пусть и интересного, но совершенно на вас не похожего персонажа. Сам выбор роли может происходить двумя путями: из заранее составленного списка (обычно в него попадают конкретные персонажи первоисточника) или выдумыванием своего героя, теоретически могущего существовать в игровой действительности. В первом случае вам предстоит хорошо изучить уже созданный образ и в процессе игры аккуратно придерживаться его. Второй вариант более гибок, однако требует прописывания "легенды" — развернутой биографии персонажа, его связей, привычек, способностей. Помните: тщательно прописанная легенда — это уже треть хорошей и интересной игры. Не забудьте и про такой пункт, как "цели и задачи": четкое представление о том, чем ваш персонаж собирается заниматься на игре, упростит жизнь мастеру и сделает вашу игру нескучной и насыщенной.
После того как в результате бесед или переписки с мастером он утвердит вас в избранной роли, можно начать работу над внутренней и внешней ее составляющими. Руководящих идей при этом должно быть две: максимально органично вписаться в мир игры и сделать роль яркой и запоминающейся. Некоторые предлагают завести за несколько месяцев до игры специальную тетрадь для записи разнообразных идей касательно исполнения — "отыгрыша" — вашей роли и пролистывать ее вечерами. Впрочем, "домашние заготовки" вполне можно сделать и в уме. Подумайте, как персонаж будет добиваться выполнения своей миссии, какие конкретные шаги на пути к цели он предпримет. Не забудьте и про запасные варианты: сюжет игры непредсказуем и может нарушить даже самые продуманные планы. Рассмотрите десяток-другой типичных для игрового мира ситуаций (например, вас берут в плен, вербуют в тайную службу, вы встречаетесь с сыном заклятого врага и т. п.) и придумайте, как ваш персонаж будет в них себя вести. Полевая игра проходит в самом что ни на есть реальном времени, и летящая стрела не будет ждать, пока вы решите, в какую сторону отпрыгнуть.
Внешний облик — это не только костюм. Это манера держаться, выговор, походка, грим, прическа, наконец. Ограничения на облик персонажа могут накладываться мастерами: например, эльфы должны быть остроухими и носить одежду зеленых тонов, а киборги — обвешаны проводами и деталями микросхем. Главное правило здесь таково: внешность должна в общих чертах "говорить" другим игрокам, с кем они имеют дело. Кроме этого, добавьте персонажу особых примет, которые выделят его среди ему подобных: нарисуйте шрам через пол-лица, заикайтесь, теребите при волнении шляпу — идей может быть масса.
Некоторые дополнительные телодвижения следует проделать, если вы едете на игру в составе какой-либо команды: Магического Ордена Зеленого Веника, группы эльфов-партизан или службы безопасности Галактического Диктатора. С одной стороны, командное участие позволяет меньше сосредотачиваться на индивидуальных особенностях персонажа. Обычно его личные цели и задачи совпадают с командными, а линия поведения может диктоваться "начальством". С другой стороны, требуется дополнительное согласование всех сторон роли с прочими участниками команды. Выясните, что ваши персонажи знают друг о друге на начало игры, какими планами и инструкциями они располагают. При этом командная игра вовсе не исключает возможности личных сюжетных линий: с дозволения мастеров вы можете быть даже вражеским агентом в сердце "своей" организации.

Игра по правилам
В правилах полевой игры можно выделить две главные части: правила "внешние", организационные, и правила "внутренние", описывающие разные виды игровых взаимодействий. В организационной части указываются тематика, время и место проведения игры, требования к заявке, границы полигона — участка местности, на котором идет игра, размеры организационного взноса, требования к "оружию" и т. п. Оргвзнос — это некоторая сумма денег, собираемая мастерами с каждого из участников для покрытия расходов на игру (закупка продовольствия, организация транспорта, сооружение игровых построек). Как правило, в крайних случаях она может быть полностью или частично заменена продуктовым набором или помощью организаторам. Особо обеспокоенным финансовой частью мастера могут предоставить отчет о расходах и доходах.
Правила собственно игры описывают принципы моделирования таких ситуаций, которые по ряду причин не могут быть осуществлены "вживую". Ваш герой, — в отличие от вас самих, — может быть ранен, превращен в лягушку или даже убит. В игровом мире летают драконы и звездолеты, рождаются дети, обнаруживаются клады и являются призраки — все это становится объектом игровых правил. Из боевых правил можно узнать, как персонажи причиняют друг другу физический вред. Здесь же указываются "небоевые" зоны — части тела, попадание в которые крайне не приветствуется, обычно это голова, горло и пах. Противоположны боевым правила по медицине, описывающие процесс лечения и выздоравливания персонажей. Для тех, кому медицина уже не поможет, имеются правила по мертвым. Обычно на полевых играх присутствует специальная зона, называемая страной мертвых или "мертвятником", где собираются игроки, персонажи которых закончили земной путь. Прежде чем проследовать в мертвятник, игроку рекомендуется надеть на голову белую повязку — "хайратник", — сигнализирующую о его выбытии из игрового процесса. В мертвятнике мастера решают, чем будет заниматься игрок в оставшееся время, обычно его выпускают в новой роли. Правила по экономике могут варьироваться от перечисления ходящих в игре дензнаков до многостраничных руководств по ведению хозяйства. В зависимости от тематики, в корпус правил могут также включаться правила по магии, по науке, по штурму крепостей, по космическим полетам и другие.
Правила описывают только общие принципы взаимодействия; на основании их и своего здравого смысла игроки могут разрешить большинство вопросов, возникающих в ходе игры. В случае возникновения спорных ситуаций они могут обратиться к мастеру. Впрочем, при этом следует учитывать, что мастера бывают разные: по сюжету, по боевке, по магии, по экономике, по мертвятнику. На больших играх встречаются игротехники, помогающие мастерам следить за происходящим в игре. Полномочия игротехников меньше мастерских, однако обычно их хватает для разрешения мелких споров. Наконец, полигонная команда, которая может присутствовать на игре, не принимает в ней никакого участия. Ее функции — разрешать возможные бытовые проблемы.

Сарафаны от Версаче и полиэтиленовые звездолеты
Материальный план игры не менее важен, чем психологический. Во-первых, визуальный ряд игры — одно из основных средств воссоздания вымышленной реальности. Во-вторых, разнообразные предметы — оружие, бинты, специи — могут быть необходимыми посредниками в разных видах взаимодействий. В-третьих, атрибутика часто несет в себе информацию: форменные нашивки достовернее голословного "Я офицер Армии вторжения", а по резному посоху во встречном издалека опознается маг.
Приодеться
Прежде всего — чего на игру одевать не надо. Чуть ли не главный кошмар полевых игр — банальные синие джинсы. Помимо своей вопиющей современности, это не самые удобные штаны для лесной жизни. В этом смысле хорошей альтернативой им является камуфляж, однако и он допускается в качестве игровой одежды на весьма ограниченном количестве игр. Подбирая костюм, учитывайте, что на игре вы можете попасть в нем под дождь, сидеть на бревнах, коптиться в дыме костра и даже лежать "трупом" на сырой земле, — и при этом он должен оставаться частью игрового мира и образа вашего персонажа.
Идеально, конечно, если вы сами изготовите себе костюм специально для игры, руководствуясь первоисточником или советами мастеров. Но и нейтральная повседневная одежда может стать подходящим выбором для начинающего игрока. Например, однотонная рубашка и ношеные брюки — для средневекового чиновника, кожаная куртка и берет — для космического наемника, медицинский халат — для ученого или медика. В таком случае находкой может стать характерная деталь костюма, "выравнивающая" впечатление от него: замысловатая пряжка на ремне, пластиковые вставки или очки с несколькими линзами. Не забудьте и про обувь: сапоги в любом случае предпочтительнее кроссовок.
Особая тема — доспехи и вообще детали костюма, связанные с боевыми действиями. Не думаю, что вы станете клепать себе кольчугу или латы (или заказывать таковые в мастерских) для первой игры. Можно попробовать одолжить доспех или его детали у знакомых, попросить помощи у мастеров. Не следует забывать и о таких видах доспеха, как кожаные (возможно, с заклепками) и набивные — их можно соорудить самому и за несколько дней. На некоторые игры пропускаются доспехи и шлемы из линолеума (разумеется, покрашенные). На фантастических играх обязательно надо озаботиться защитой глаз от пулек — обычно для этого подходят строительные защитные очки.

Пострелять и порубиться
Главное в игровом оружии — его "пожизненная" безопасность. Обычно в правилах устанавливаются ограничения на допускаемое игровое оружие, а перед началом игры все мечи, луки, копья, секиры, пистолеты, лазеры и обрезы проходят мастерскую проверку и снабжаются специальными маркерами допуска. При этом сомнительные экземпляры нередко проходят проверку на владельце, а не прошедшие проверку могут и отобрать до конца игры.
Клинковое оружие чаще всего изготовляется из дерева или текстолита, при этом все края должны быть скруглены, а "лезвие" — защищено от расщепления. В качестве боевых частей топоров, молотов, алебард, копий рекомендуется использовать резину или аналогичный мягкий материал. Луки и арбалеты ограничиваются по силе натяжения, а наконечники стрел обычно обматываются поролоном. В качестве огнестрельного оружия обычно используется китайская "пневматика" (так называемые "спринги", продающиеся в большинстве киосков "Союзпечати"), а иногда — и водяные пистолеты. Часто к такому оружию требуется добавить декоративных деталей.

Повертеть в руках
Многочисленные мелкие и не очень предметы: браслеты и ладанки, свитки и инфокристаллы, набор "отмычек" и карманный "компьютер", склянки с зельями, "драгоценные" камни, музыкальные инструменты — не только принесут красоты в игру, но и помогут вашему персонажу добиться поставленных задач. Вы практически не ограничены в выборе подобных мелочей, впрочем, если вы хотите от них выполнения неких игровых функций, обсудите это с мастером и получите соответствующий сертификат. Например, на инфокристалле может храниться часть важных для игры сведений, а зачарованная флейта — погружать слушателей в транс.
Подбирая тот или иной аксессуар для игры, стремитесь, чтобы он внешне наиболее соответствовал как общему антуражу игры, так и своим игровым функциям. Если вы курите, возможно, вам стоит приобрести трубку: в отличие от сигарет, она будет хорошо смотреться и в фэнтезийном, и в фантастическом окружении.
Здесь надо коснуться такого аспекта игры, как отчуждаемость предметов. В реальном мире попытка присвоить чужую вещь карается Уголовным кодексом. В мире игры игровой предмет по разным причинам может менять владельца. Одежда, доспехи и оружие обычно неотчуждаемы: их нельзя снять даже с убитого персонажа. Все прочие игровые предметы обычно можно украсть, выманить хитростью или отобрать силой. Какой смысл убивать персонажа из-за инфокристалла, если тот унесет этот кристалл с собой в мертвятник? Естественно, после игры большинство предметов обычно возвращается к своим законным владельцам. Однако зачастую этот процесс является весьма проблематичным, поэтому не делайте игровыми предметами дорогие или ценные для вас вещи и философски относитесь к возможности навсегда с ними расстаться. В конце концов, это не самая высокая плата за возможность провести несколько дней в любимом мире.

Где жить
Игрок живет в палатке. Персонаж игрока живет в собственном доме, в казарме, во дворце, в каюте звездолета, под мостом или где придется. Моделирование крупных сооружений на игре — одна из самых серьезных проблем, встающих перед игроками и мастерами. От вас вряд ли будет требоваться участие в возведении стен крепости или обустройстве таверны (если, конечно, вы не приехали в составе крепостного гарнизона или кабацкой команды), хотя всяческая помощь вполне может приветствоваться. Но вот жизненное пространство своего персонажа (если таковое, конечно, имеется) оформить следует.
Игровое здание, не рассчитанное на штурм, вполне может быть обозначено одной-двумя "стенами" из натянутых на веревках между деревьями кусков ткани или "нетканки" — очень легкого полупрозрачного материала, продающегося в строительных магазинах. Помните, что личный дом должен соответствовать статусу персонажа. Неплохие "космические корабли" получаются из одной или нескольких палаток, обтянутых серебристой тканью. В общем — доля условности здесь гораздо более высока, чем при создании мелких предметов или оружия.

Начинается...
Итак, вы полноценно подготовились к игре, собрали все необходимые вещи (см. блок "Экипировка ролевика") и за некоторое разумное время до начала игры добрались до места ее проведения. Первое, что вам необходимо сделать до стартового сигнала — обустроить свой быт, дабы оный минимально отвлекал вас от самой игры. Выясните у мастеров, в какой точке полигона должна стоять ваша палатка (обычно "пожизненная" стоянка совпадает с вашим игровым местообитанием). Защитите ее от дождя, даже если погода солнечная, убедитесь, что вам будет удобно в ней спать. Проверьте, как перенесли дорогу костюм и игровые предметы (разумеется, вы можете приехать на игру прямо в костюме, но обычно это несколько шокирует случайных попутчиков и не лучшим образом сказывается на его сохранности). Запаситесь водой, оборудуйте места для костра, мусора и отправления естественных потребностей.
Заранее решите с мастерами вопросы выдачи игровых "документов" и сертификатов, познакомьтесь с игроками, персонажей которых знает ваш герой на начало игры. Впрочем, стремление узнать слишком многое до начала игры может быть расценено как попытка облегчить жизнь своему персонажу неигровыми методами. Одно дело — познакомиться с городским сборщиком налогов, и совершенно другое — выяснять, где хранится муниципальная казна.
На игре самое главное — разделять вымышленную и жизненную реальности. Помните, что сейчас и для вас, и для десятков других игроков существует только игровой мир, и поползновения разрушить его без достаточных причин будут восприняты очень негативно. Держитесь в рамках собственного персонажа. Спрячьте подальше мобильные телефоны, зажигалки, современные жаргонизмы и все прочее, чего не может быть в мире игры. Пытайтесь найти изящные "внутриигровые" решения "пожизненных" проблем. Естественно, вышесказанное не относится к форс-мажору: если вы заболели, поранились или заблудились, немедленно выходите из игры и исправляйте ситуацию. Хотя и тут надо знать меру: легкое чувство голода или нежелание лежать в траве к форс-мажору ну никак не относятся.

________________
Экипировка ролевика
Замечательный способ испортить свою первую полевую игру — забыть дома следующее:
- игровой костюм, детали антуража и все, что потребуется вашему персонажу;
- палатка, спальный мешок, матрас ("пенка");
- посуда (возможно, одноразовая), ложка, нож;
- средства личной гигиены;
- два коробка спичек, топор, пила, котелок, средства для его установки;
- нитки, иголки, бумага, клейкая лента, пишущие принадлежности, английские булавки;
- веревка;
- запасная непромокаемая и теплая одежда, обувь;
- распечатки правил игры, вашей заявки, инструкций по заезду на полигон;
- деньги;
- часы;
- индивидуальная аптечка;
- еда, даже если кормить обещают в кабаке;
- белая головная повязка.

Имейте в виду, что некоторые из вышеперечисленных вещей достаточно иметь в одном-двух экземплярах на команду или группу игроков. Для несовершеннолетних может потребоваться письменное разрешение от родителей или сопровождение взрослых.
________________

* * *
Возможно, при попытке передать все это на словах полевая игра кажется чем-то сложным и требующим громадного количества усилий. В некотором роде это так, однако только по личному опыту сможете вы составить представление о полевых играх. Попробуйте — в этом нет ничего сверхъестественного, даже если не вспоминать заезженную цитату "Вся наша жизнь — игра".

Фото:
- Выкройки простейших "средневековых" одежд
- Развалины пионерлагеря — подходящее место для игры по постъядерному миру.
- Идет ремонт космического корабля.
- Крест — непременный атрибут игровой "церкви".
- Игровые "паспорта" с разных полевых игр.


  следующие 20 следующие 20 
Лица игр

Йолаф
(Василий Захаров. Москва)
Ближайшие события
все регионы

Заявиться через: allrpg | rpgdb



Ролевые ресурсы
Другие игры и ресурсы
Настольная игра Берсерк

Клуб любителей Munchkin

Улун - знаменитый китайский чай

Конные прогулки в Подмосковье


Умереть в Иерусалиме


дизайн портала - Срочно Маркетинг

TopList
  первая     наверх
info@rpg.ru