|
ЕГИПЕТСКИЕ «ПОНЯТИЯ» Здесь будут даны примерные расшифровки распространённых египтеских понятий. 1) «Ах»: «просветлённый», «блаженный», часть человеческой сущности, являющаяся загробным воплощением правденого человека; согласно «Текстам Пирамид», в «ах» превращается лишь фараон после смерти (и в этом качестве становится Осирисом); только со Среднего Царства стали считать, что в «ах» может превратиться любой праведник после совершения над ним определённых ритулов; «аху» (множество «ах») – звёзды на небе, божественные посредники между небом и землёй, это божественные сущности фараонов прошлого. 2) «Ба»: часть человеческого или божественного «я», наделяет тело жизнью; вопреки распространённому заблуждению, это не является «душой», это, скорее, сокровенная сущность чего-либо: зерно – «ба» Осириса, хлеб – «ба» зерна, бог-демиург Хнум, сотворивший людей из глины на гончарном круге, – «ба» бога земли Геба. Как видно, термин применим не только к человеку, но и ко всему остальному. Оставаясь в полном единстве с «сах», «ба» может отделяться от него и совершать «выхождения в день» (возвращаться в мир живых через гробницу), подниматься на небо, сопутствовать человеку в загробном мире. При этом, «ба» осуществляет все физические функции человека: есть, пьёт и т.п. У женщин «ба» называется «бат». 3) «Ка»: часть человеческого (или божественного) «я», воплощённое в любом изображении носителя этого «я»: в статуе, рельефе, фреске. «Ка» может быть воплощён во множестве изображений. «Ка» обозначает присутствие его носителя в конкретном месте. Это одновременно и дух персонажа, и его образ. Изображения «ка» создаются только для богов или умерших людей, поскольку это – способ их связи с земным миром. Изображения для «ка» создаются с портретными чертами его хозяина. Любое изображение для «ка» – портретное, но не любое портретное изображение – для «ка»: для «ка» оно становится пригодным только после смерти хозяина. У женщин «ка» называется «хемсут»: отличие состоит в том, что «ка» – это ещё и родовая сила, передающаяся от предков к потомкам по мужской линии. Женщины не обладают ею, они могут только передавать её. 4) «Сах»: мумия, тело, специально подготовленное для возвращения «ба». Должно сохраниться до конца времён, чтобы хозяин «сах» мог ожить и вернуться в мир живых навечно. 5) «Рен»: имя человека; для сохранения в памяти потомков самая важная вещь: исчезнет имя – исчезнет память, исчезнет память – не будут произноситься ритуальные формулы для хозяина «рен», не будут произноситься ритуальные формулы – хозяин «рен» останется в загробном мире без питья, пищи и магической помощи. 6) «Исефет»: зло, грех, неправда, преступление, хаос; принцип, антитетичный принципу Маат. Сотворить «исефет» – например, отбить лица у статуй в гробнице и сколоть имя владельца гробницы из надписей. «Ка» не сможет выходить, и «рен» исчез. 7) «Хеб-сед»: религиозный государственный праздник, первый раз отмечался в тридцатилетнюю годовщину правления фараона, далее – повторно через каждые три года (есть сведения и о других сроках). Во время хеб-седа фараон полностью обновлял свои силы. «... в Египте существовали верования в магическую власть фараона над силами природы. Фараон играл главную роль во всех обрядах, совершавшихся в основные моменты земледельческого календаря: при наступлении разлива Нила фараон бросал в реку свиток папируса с приказом реке начать разлив, он же срезал первый сноп на общегосударственном парзднике жатвы и приносил за всю страну благожарственную жертву богине урожая Рененут... Фараон считался виновником постигавших страну стихийных бедствий – повальных болезней, низких разливов Нила (след-но, голода) и т. п...» (М. Э. Матье, «Хеб-сед».) Отсюда следует, что реально постаревший фараон получал ритуальным образом ресурсы, необходимые не для него лично, а для здоровья, благоденствия и хорошего плодородия всего Егпита в целом. После обряда фараон становился как бы помолодевшим и мог дальше выполнять свою миссию. 8) «Семер»: придворный титул, означает «единственный друг царя». Несмотря на единственность, «друзей царя» может быть много. При этом, титул действительно обозначает особую степень приближения к фараону. 9) «Чати»: премьер-министр, или верховный визирь, в администрации фараона. 10) «Казначей бога»: советник по финансам. 11) «Великий глава слуг бога»: верховный жрец Мен-Нефер. 12) «Уста Мен-Нефер»: главный судья города. 13) «Сенет»: азартная игра фишками на доске. Наш, игровой, сенет, скорее всего, не имеет ничего общего с настоящим, поскольку о настоящих правилах почти ничего не известно. 14) «Уабу» – низший ранг жрецов. Жрец «уаб» обладает минимальными обязанностями и возможностями.
Рекомендации
Комментарии (0)
|