Новосибирск 
27-30 июля 2006 года 
Ролевая игра по книгам Дж. Р. Р. 
ТОЛКИНА 
«ARVEDUI: Последний Князь» 
Наш сайт http://rpg.nsk.ru/texts/arvedui 
Адрес для заявок arvedui@ngs.ru  
  
Про 
что, собственно, наша игра  Или  развернутый Анонс 
  
All that is gold does not glitter,  Not all 
those who wander are lost;  The old that is strong does not wither,  Deep 
roots are not reached by the frost.  From the ashes a fire shall be woken, 
 A light from the shadows shall spring;  Renewed shall be blade that was 
broken,  The crownless again shall be king.
 
  В истинном 
золоте блеска нет;  Не каждый странник забыт;  Не каждый слабеет под 
гнетом лет -  Корни земля хранит.  Зола обратится огнем опять,  В 
сумраке луч сверкнет,  Клинок вернется на рукоять,  Корону король обретет. 
 
  
  
 
 
  
Вступление 
  
Наша ролевая игра – историческая 
реконструкция мира Толкина.  Само слово «реконструкция» Современный словарь 
иностранных слов толкует как «восстановление чего-либо по сохранившимся остаткам 
или описаниям». «Историческая», потому что мир Толкина достаточно полно 
прописан и у него есть своя история, культура и менталитет, которые мы и хотим 
восстановить. Просто из любви к искусству, а не корысти ради. Под словом 
«реконструкция» мы также понимаем стремление, руководствуясь Духом и Буквой 
Книги, восстановить подобно историкам-реставраторам часть эпического полотна 
Среднеземья. Чтобы все было Красиво и Правильно. Вот так просто: красиво и 
правильно. Потому что очень хочется.  Сразу уточним, что, говоря об истории и 
реставрации, мы не относимся к мистикам, которые считают, что «Толкин написал 
все, как оно и было на самом деле сколько-то там веков назад». Профессор писал 
книгу, художественное произведение по мотивам западноевропейского эпоса. Из 
этого и будем исходить. А эпос базируется на конкретных исторических корнях, 
которые мы с вами и будем иметь в виду. Слова про «Букву» и «Дух» книг 
Толкина, употребленные применительно к ролевой игре, порой вызывают разные 
странные толкования. Кто-то из мастеров скажет с серьезным видом, что мол, не 
Буква важна, но Дух! Хорошо, пусть так… И в удачном случае получаем на игре 
примерно те же эмоциональные впечатления и ощущаем тот же дух, что и был при 
прочтении книги. Что и требовалось получить, в конце концов.  В негативном 
случае – на полигоне расцветают буйным цветом всевозможные апокрифы и «вариации 
на тему», очень уж далеко уводящие от книги. Спрашивается – мы играем по Толкину 
или по миру фантазии мастера? И не лучше ли называть вещи своими именами, чтобы 
не путать друг друга? Если мастера говорят, что «Буква книги – прежде всего», 
то игроки получают сценарность большой степени жесткости. А это очень на 
любителя и, по-моему, в этом моменте такая ролевая игра плавно переходит в 
театр, что являет собой полную смену вида творчества. Чего опять же лично нам не 
хочется. Как жить, кто виноват, и что делать? Жить нужно так, что бы не 
было мучительно, каждый человек сам кузнец своего Счастья (или Несчастья), а 
делать нужно свое Дело. 
*** 
 Все вы (надеюсь) читали 
Книгу, но каждый понимает ее по-своему.  Кто-то хочет просто пожить в ином 
мире и испытать на себе, каково приходилась героям книги; кому-то интереснее 
религиозные мистические пласты.  Кто-то постигает алгеброй гармонию и 
полностью переделывает Книгу под чипы, квесты и артефакты, не понимая, что 
убивает сказку…  А кто-то – бунтарь и сторонник апокрифов, и стремится 
переписать историю иного мира на свой лад… А для кого-то мир Толкина – еще 
одна феодалка-фентези и повод надраться и подраться…  А кто-то просто ощутил 
странно знакомыми сроки недосказанной древней легенды… Люди – существа разные 
и заветная мечта одного покажется глубоким маразмом другому. Мы не считаем, 
что разность во взглядах – проблема, мешающая создать красивую игру, удобную для 
всех. Но мы и не обещаем счастья для всех даром, да так, чтоб еще ни один 
обиженный не ушел….  Мы – мастера игры - как те люди, что хотели странного, 
хотим дать нам всем (подчеркиваю – НАМ ВСЕМ) шанс создать Мир, в котором можно 
воплотить свои мечты.  Нелепо? Смешно? Безрассудно? Безумно? Волшебно! Как 
говорится, если хочется чего-то большого светлого и чистого – нужно пойти в 
зоопарк и вымыть белого слона. Что и делаем по мере сил.
  И чуть 
подробнее об исторической реконструкции
  Мы ориентируемся при 
прописывании мира игры, ПРЕЖДЕ ВСЕГО на тексты Толкина. Если в книгах сказано, 
что данное явление, идея или вещь была именно такова – будем стараться и 
настаивать, чтобы так оно и было в игре.  Иначе говоря, для исторической игры 
(скажем – «Осада Монсегюра» или «Сердце Льва») цвет котты и креста тамплиера 
строго определен, посему персонаж легко узнаваем и органично вписывается в 
картину мира игры.  Применительно к нашей реконструкции: если уж геральдика 
нуменорского королевства Арнор определена Профессором именно так, а не иначе, то 
никакие варианты уводящие вдаль («мол, я так вижу!»), не приветствуются и 
отвергаются, как «не исторические».  Лично я всегда очень ценил знающих 
людей, которые вдумчиво и качественно готовятся к игре, внимательно изучая и 
творчески применяя узнанное в книгах. Да и кто из мастеров не станет это ценить? 
 Понятно, что у Профессора некоторые моменты просто не прописаны, в таком 
случае мы будем «выяснять» это исходя из того культурного слоя Северо-Запада, в 
котором создавались книги.  Например будем поступать так: по поводу стиля 
одежды рохиррим Профессор достаточно ясно высказался в «Письмах», мол, костюмы с 
гобелена из Байе вполне им подходят… А это соответствует концу XI века земной 
истории Западной Европы. Поэтому данная дата взята как основной ориентир в 
воссоздании костюмов и оружия (плюс-минус век). Гондор стоит на более высокой 
ступени развития, нежели эорлинги – отсюда комплекс вооружения вплоть до конца 
XII века. И так далее и тому подобное… Так же на наш взгляд не следует 
вводить в игру по Толкину тех смысловых моментов, которые напрямую отсутствуют в 
книге. Например, мы не считаем книги Толкина христианскими и не намерены вводить 
в игру евангелические и библейские мотивы поведения персонажей. Конечно, 
нередкий эрудированный читатель запросто начнет с нами аргументировано спорить, 
но...  Мы спорить не любим. Нам интереснее делать свой мир Игры 
своими руками. К тому же скучно убивать время на то, чтобы собеседник формально 
признал вас самым умным и компетентным по некому вопросу. Наши сторонники с нами 
и так согласны и уже посылали заявки на игру, а оппоненты все равно не 
согласятся. А мы и не навязываемся. 
Про что игра по сути? 
 Про то же, про что и книги 
Толкина.  Про простые вечные вещи и ценности. Про Добро и Зло возведенные в 
душах живущих почти в абсолют. Про Благородство, Долг и Честь. Про Клятвы и 
Проклятия. О Надежде и Верности.  Об ответственности за свои поступки перед 
тем, кому дал клятву и перед теми, кто верит в тебя. Про причастность к великим 
делам, наконец. О проблеме Выбора и зависимость судьбы мира от суммы 
поступков живущих в нем. Каждый решает, в общем-то, свои личные дела, не всегда 
думая о проблемах мироздания, но как-то так получается, что в конечном итоге 
каждый поступок становится Поступком.
  …некий малыш-хоббит по совету 
старого волшебника согласился донести странное колечко до безопасного места, к 
тем, кто поумнее его и знает, что делать с этой вещью… А что вышло? Из малого 
походика вырос Большой Квест, который во многом решил судьбы Мира. Почему? 
Потому что каждый из участников этого Дела просто «…мужественно и честно 
выполнял свой долг». «Я не воин, куда уж мне в предстоящей войне… - говорит 
Мерри в разговоре с Эовин в фильме Питера Джексона, - я просто маленький хоббит. 
Я просто хочу помочь своим друзьям.»  А допомогался до того, что сразил 
Короля-Назгула…
  Игра про Войну и … Мир (да, да, не улыбайтесь!). Так уж 
получается, что почти вся история Среднеземья – частые войны. Что ж, для 
героического эпоса, в конце концов, это типично.  Добавим, что такие явления, 
как стратегическая война, а так же большая и малая политика, тоже будут. В 
Среднеземье же без этого не обходилось. Тот же Боромир, как помним, кроме войны, 
в общем-то, ничем особо не интересовался, а его отец Денетор II, был не самым 
плохим политиком и стратегом. Но на игре это вовсе не означает тотальной 
военщины и не исключает мирную жизнь и простые житейские радости. И даже 
маленький человек – вовсе не «винтик» или «мишень для стрел», а Личность со 
своим местом в большом мире.  Нудной виртуальной экономики на игре 
практически нет и она малозаметна… (Обидно, правда?)  Мы не собираемся в 
очередной раз доказывать игрокам, что Тьма – это плохо, а Свет – это истинная 
истина. Думаем, умные взрослые люди сами знают, что к чему. Но и приветствовать 
сторонников «Черной Книги» тоже не будем. У них свои игры - у нас свои. Мы не 
призываем светлые и темные силы в очередной раз на самой игре бороться за души 
неопределившихся и непримкнувших к какому либо блоку. Мы ведь в основном играем 
в менталитет эпохи, а там разное было...
  Каждый выбирает для 
себя Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку Каждый 
выбирает для себя… 
  Каждый выбирает по себе, в конце концов: Темный 
он, Светлый или некая «серость» собравшаяся на разборку за «политику, экономику 
и сферы влияния»… Только действительно ли человек готов всерьез следовать 
взятым на себя обязательствам? Вот в чем Вопрос, как сказал когда-то некий 
Принц… Можно было, конечно, отказаться от всего этого вовсе и сделать игрушку 
попроще и не настаивать на том, чтобы люди читали книги и думали над прочитанным 
… Быть может кто-то привычный к банальной рубиловке, да хитрой интриге ради 
интриги скажет, мол, чего уж тут прикрываться красивыми словами, мол, это пустая 
несурьезная лирика. Давай, просто пойдем и всех вынесем на… Нет, господа. 
Игра так не пойдет. Тогда все слишком уж просто получается - и тогда это уже не 
будет то Среднеземье, о котором  рассказано у Толкина. И, пожалуй, будет в 
чем-то сильно попахивать Перумовым. 
Про что игра по сюжету 
  
Игра посвящается  книгам Толкина 
и  героико-эпическому  Северу времен  легенд и преданий. 
 
  ПРОШЛОЕ: …1864 год 
Третьей Эпохи. Северо-Запад Среднеземья. В княжестве Артедайн, осколке некогда 
великого Арнора, родился Арведуи, старший сын Князя Арафанта и наследник 
престола. У колыбели Арведуи Мальбет-Прорицатель предрек Арафанту судьбу его 
сына:  «Арведуи назови его, ибо он будет последним в Артедайне. Выбор будет 
стоять перед Дунедайн, и если они примут решение в пользу того, что, кажется, 
сулит меньше надежд, твой сын сменит имя и станет Королем великого края. Если же 
этому не суждено сбыться, много человеческих жизней пройдет, прежде чем Дунэдайн 
вновь объединятся и обретут былую славу.»
  НАСТОЯЩЕЕ: 1964 год по 
старому летоисчислению. Северный Эриадор. Арведуи, сын Арафанта принимает корону 
Артедайна и всходит на престол Северного Княжества. Это история про Народ 
Запада, который начинал свой путь с высот Света и Знания древнего Нуменора, но 
задетый Искажением Арды, пришел к Сумеркам Людей.  Это история про мир на 
грани крушения, за которым следует либо забвение и превращение некогда гордого и 
светлого народа в племя Скитальцев, либо исполнение высокого предназначения и 
воссоздание Единого Королевства Арнора и Гондора. Для кого-то все еще светит 
далекая холодная и чистая звезда Эстель Эарендиль, а кто-то решает идти своим 
Путем в Сумерках Севера, отринув потускневшее серебро древних легенд погибшего 
Нуменора.  Это история про малые и большие народы Среднеземья, затронутые 
Ангмарскими войнами и распадом Северного Королевства.  История про тех, кто 
стремится сохранить самих себя в это непростое время. Родина всегда остается 
родиной, а дом Домом. И неважно, что это - эльфийские леса Линдона или 
плодородные пашни миролюбивого Шира, старинные замки высоких лордов Артедайна, 
древние обелиски гордых рыцарей Кардолана или вересковые холмы суровых горцев 
Рудаура… А настоящий Дом – это такое место, из которого можно уйти в Путь, но 
к которому обязательно нужно вернуться, потому что там тебя ждут и надеются, и 
без ушедших все совсем-совсем не так…
  БУДУЩЕЕ: Мы не будем мучить 
игроков надрывно-пафосными вопросами, вроде «Исполнится ли Пророчество, одолеют 
ли Силы Света Силы Тьмы и т.д. и т.п.…» Вопросы – риторические, но ответы 
лежат только у вас в сердце. Как жить простым и непростым людям (эльфам, гномам, 
хоббитам…) во время сумерек Северного Мира – решите сами. Это ваше Колечко – вам 
его и нести. Может быть, к себе в кармашек, а может даже и в Мордор…  Так или 
иначе – война может коснуться каждого живущего в мире и показать, кто насколько 
уверен в своих идеалах и жизненном выборе. Игроки, разумеется, могут 
повернуть сюжет в любую разумную сторону, и не обязательно строго по книге. 
 Действие игры, как уже сказано, начинается в 1964 году Третьей Эпохи и 
охватывает примерно один год из жизни того мира.  Эпическое полотно 
пространства игры охватывает не только северный Артедайн («Королевство Эдайн»), 
но так же и княжество Кардолан («Земля Красных Холмов») и крепости горцев 
Рудаура («Восточный Лес»). Населенный хоббитами Шир, поселок Брыль на 
пересечении старых путей-дорог, лесных эльфов Линдона, поселения кланов гномов в 
Синих Горах, древний эльфийский замок Имладрис, а так же Темное королевство 
Ангмар в Мглистых Горах и возможно - Гундабад… 
  Для кого наша игра? 
 Что ж… Пишем средний портрет игрока, к которому мы обращаемся.  - это 
человек, для которого ролевая игра – интересное творческое хобби, в котором 
можно проявить себя и узнать много нового и интересного… - это человек, давно 
и всерьез увлеченный миром Толкина и находящий в книгах Профессора любимые темы 
и образы, которые хотел бы воплотить в реальности игры… - это тот, кто 
когда-то в детстве прочитал одну из книг Толкина («что-то там про Хоббитов»), но 
искренне очень хочет узнать большее о Мире Среднеземья …  - это человек, 
который не прячет на играх под маской легкого житейского цинизма свои эмоции и 
чувства, а посему готов играть так же, как и жить. Ярко, сильно и эмоционально. 
С самоотдачей для себя и других.  - это человек, который ездит на ролевые 
игры НЕ выпить и потусоваться со старыми друзьями в клевых прикидах, а искренне 
поиграть и побыть в другой роли. - это тот, кто любит классическую фентези и 
готов проявить себя и состояться в новом игровом мире. (Строго говоря, книги 
Толкина – это не совсем фентези. Но все-таки…) - это человек, который 
посмотрел фильм, затем захотел прочитать Книгу, а потом узнал, что в это, 
оказывается, можно играть… И играть всерьез! Чтобы было красиво и зрелищно как в 
кино. И даже лучше, потому что делаешь сам. - Это человек, который не может 
себе позволить съездить на «Хоббитские Игры», но очень-очень хочет поиграть по 
Толкину. 
 
  Конечно, «список» не ограничен этими пунктами. Пишите нам, 
и мы постараемся договориться.
  Системные требования 
  Каждому геймеру известно, что если компьютерную игру загрузить в 
машину с несоответствующими системными требованиями, то игра либо будет сильно 
тормозить, либо вообще не пойдет.  С нашим проектом почти то же самое. 
 Итак, от игроков мастера требуют в обязательном порядке прямо-таки 
Страшную-И-Ужасную-Вещь:  прочитать книгу-первоисточник, обдумать ее, 
хорошо подготовиться к игре и вести себя на полигоне адекватно выбранной роли. 
 
Зачем игра? 
  А зачем люди ездят на 
игры? А примерно за тем же, зачем они и живут «по жизни», извиняюсь за 
тавтологию. Человек – если он не прирос к своему домашнему креслу, конечно, - 
существо энергичное и любопытное. Хочется ему чего-нибудь вкусненького и 
интересного. Люди хотят испытать и пережить новое и вспомнить полузабытое 
(чувства, эмоции, опыт, творчество, радость общения в кругу 
единомышленников...) Но давайте представим, что у человека два основных 
стремления: первое – стремление к выживанию, второе - «желание 
странного». Первое отвечает за материальное благополучие. Второе – за то, что 
у вас за душой. О том, о чем человек мечтает, когда ему уже не нужно бороться за 
хлеб насущный.  И есть люди, которые на ролевые игры ездят не просто мило 
пообщаться в приятной компании, а именно пожить в другой роли и реализовать 
«задушевные» стремления. Казалось бы, зачем люди читают умные книги, а потом 
по ним играют в игры? Зачем по полгода-год готовятся вжиться в образ из легенды? 
Зачем им романтика? Зачем им эльфы, гномы и драконы? Зачем им замки на зеленых 
холмах, дремучие леса и старинные баллады? Может быть лучше пойти пивка попить 
перед бормочущим рекламу телевизором, а? А затем, что они ведь что-то несут в 
себе. Нечто удивительно притягательное. Какой-то сон, что позвал тебя в Иной 
Мир, отголосок далекого рога за холмами, отзвук песни на незнакомом языке, 
строки полустертых рун, чье значение уже мало кто подскажет… Наверное, многие 
из нас осознанно или неосознанно стремятся к реализации этого стремления к 
глубинным чувствам, к романтике, к тайне, которая там наверняка есть. И на игру 
данные люди едут именно за этим. И не важно, как они объясняют свои мотивы – 
глубоко в душе у каждого живет надежда на чудо. А чудо - это не мастерский 
бонус, который выдают за добытые чипы. Чудо не случается по заказу, оно 
возможно, когда своими руками создан живой и зримый образ. А вот здесь мы 
выходим на со-творчество по созданию мира игры.  Мастера конечно, до игры 
пашут на проект как могут. Но игроки тоже не должны оставаться в стороне на 
позиции потребителей, мол «сделайте нам красиво». Это, пожалуйста, не к нам - 
это в шоу-бизнес.  Как говорится, если хотите, чтобы на игре было нечто, чего 
вам больше всего хочется – привезите и сделайте это сами своими руками. Хоть 
немножко. И все получится, потому что из таких вот маленьких капелек создается 
поток, питающий и наполняющий Игру. Игра становится удачной при коллективном 
со-творчестве мастеров и игроков. Если вы приехали на игру, чтобы прожить ТЕМ, 
ТАМ и ТОГДА - приложите усилия не только на полигоне, но и задолго до. 
 
  Мы свидимся, свидимся снова. Когда отболят наши раны. Мы 
свидимся, свидимся снова,  Травой порастают курганы. У Мэллорнов 
листья звонки. У птиц голоса – лиловы. И ветер поет вдогонку: Мы 
свидимся, свидимся снова. На башнях не спят часовые, В Арноре все 
спокойно,  В ножнах мечи боевые, Которым не ведомы войны. Но снятся 
травы и кони И голос забытого рога. И мне не уйти от погони, И мне 
предстоит дорога. И как-нибудь ночью звездной Я ветру свой путь 
доверю, И как-нибудь утром росным У вашей я стану двери. Так кончатся 
наши будни. И – счастье  Почти до скуки. Я с вами – и меч и лютня, И 
я протяну вам руки. И четверо сгинут в полночь, Рискуя сгубить 
здоровье… О Боги! Как трудно лишь помнить С такой беспокойной 
кровью!
  Мы всерьез полагаем, что смысл Ролевой Игры - в Творчестве, и 
цель ее - в нем же. Ролевую Игру мы понимаем как романтику, лишенную корысти, а 
Творчество понимаем, как стремление создавать красивые и правильные вещи и 
воплощать себя в данном мире. Мы хотим сказать о том, что ваш успех зависит 
только от ваших личных качеств, а не от "мастерских плюшек". О том, что каждый 
кузнец своего бутерброда, сам творец своего мира и своего счастья. И это - 
основная идея и ценность игры.
  С уважением ко всем, кто дочитал таки мой 
нескромный опус, Халбарад. Мастер-координатор игры. 
  PPS  или 
 Немного воспоминаний о будущем
  А что же останется от Книги 
потом? После того, как ее прочитали? И после того, как по ней поиграли? Что же в 
Книге и Игре есть такого истинного и настоящего, что остается с нами даже после 
того, как закрыли последнюю страницу и\или сняли с усталых плеч пробитую 
кольчугу, да пропыленный дальними дорогами плащ? Да все те же вечные и 
непреходящие. Чувства, эмоции, мысли об искренне пережитом…  То, что еще 
называют «духом Книги» или, если угодно, «Духом Игры». Пусть опасности игрового 
мира у нас условные, зато «духовный» пласт игры – абсолютно настоящий. Ну как же 
может быть ненастоящим то, что подвигает нас на новые и новые мысли, споры о 
прочитанном и сыгранном и вполне реальные поступки «по жизни»? В этом и есть 
очарование ролевой игры, когда цивильный и зажатый условностями социума скептик 
получает возможность широко раскрыть свои дремлющие способности – как хорошие, 
так и не очень… Когда человеку дается шанс – может, раз в год! – позволить себе 
Быть, а не казаться таким, каким мечтает, но не может быть в обычной 
жизни.
 
  (В статье использованы тексты Дж.Р.Р. Толкина из книги 
«Властелин Колец», а также из сборника стихов «Книга Кирмен». 
) 
 
 Рекомендации 
 
  Комментарии (0)
  
    
  
  
 |