20.04.24   карта сайта   настройки   войти
Сайт свободных игровых коммуникаций
Дредноут
Донжон
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
поиск
Лучшее
текст Алгоритм "Хочу поехать на игру"+2
видео О трудностях создания инноваций+2
событие Интерактивное образование+2
текст We are the world! / Колонка редактора
Вячеслав Рожков | 25.04.2010
Рекомендации: +:0     :0

Четырнадцатый конвент по ролевым играм живого действия северных стран Европы Кнутпункт 2010 прошел в Швеции с 22 по 25 апреля 2010 года Присутствовало 230 человек из Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии, Германии, Англии, Чехии, Словакии, Болгарии, Италии, Израиля, Латвии, Голландии и России.

Русские

Замечу, что я далеко не первый русский, который приехал на Кнутпункт. Первыми были мурманчане, которые туда рванули аж в 2001 году. Из этих первопроходцев в 2010 присутствовала только одна девушка, но уже от Германии.

В сборнике статей с предыдущего Кнутпункта статья Макдуфа об истории ролевых игр в России. Статья снабжена комментарием "мы не знаем, кто такой Алексей Семенов, статья попала к нам кривыми путями, но пишет чувак интересно."

Контингент

Хотя средний возраст участников конвента примерно совпадает с картиной Зиланта или любого другого конвента в России - молодежь от 20 до 30 лет, есть и определенные отклонения. Самому старому участнику 66 лет. Мы его знаем, лет пять назад он приезжал к нам на Зиланткон рекламировать проект Dragonbane. Были люди в возрасте около 50. У женщин я не решился спрашивать возраст, но дамы в летах присутствовали. Одна из них - профессор института интерактивного искусства из Финляндии. Изучает ролевые игры, приехала в командировку.

Олдовые ролевики играют с начала 90-х или даже с конца 80-х. Как они говорят, именно в этот момент в разных странах зародилась и начала развиваться ролевая культура. Причем сначала она развивалась независимо в разных странах, а затем в 1996 появился Кнутпункт, который позволил им обмениваться информацией и технологиями. Тем не менее ролевая культура в разных странах сильно отличается.

Как сказал англичанин, разница в подходах следующая :
- англосаксы играют в косплей
- шведы эксплуатируют логику
- финны бьют на эмоции,
- Немцы по 10 лет играют одно и то же.
Кстати, у англичан была игра, собравшая 3500 человек.

Фокус

Заметим, что в Европе ролевая тусовка достаточно четко сегментирована. Если у нас в России реконструкторы и любители исторического танца в общем одна с ролевиками семья, то на Кнутпункте собираются преимущественно мастера игр. В Европе это разные тусовки, исторические танцоры ролевые игры почти не замечают.

Более всего Кнутпункт напоминает наши мастерские конвенты типа Мастер-зиланта. Рискну предположить, что ближайший аналог - новосибирский Лангкон - конвент, посвященный малым и павильонным играм (хотя я там и не был). Полевые игры в Европе - совсем не мейнстрим, как в России. Основной упор у них сделан на павильонки и игры в городских условиях (не путать с городскими). К примеру, часто игры проходят в университетских кампусах.

Полевые игры, конечно, есть и в них активно играют. Но сколь-нибудь внятных семинаров по этой теме не было. Видимо, они не считают темы строяка и антуража достойными внимания.

Полевые игры очень распространены для детской аудитории. Известно, что многие ролевики в Европе зарабатывают организацией и проведением игр для детей при поддержке государства.

Датчане

Очень впечатляют в этом плане датчане, когда представляются : я такой-то, мне 26 лет, играю в игры 14 лет. Для датчан это проблема, на самом деле. Все в Дании знают, что такое РИ, но считают их занятием для детей. Играют в маленькой Дании порядка 100 тысяч человек, включая детей. Государство их поддерживает. Например, берет на себя оплату 75% помещения для проведения игры. Можно совершенно официально попросить школу на выходные.

Есть в Дании и ролевые школы. Я разговаривал с одним из учителей. Обучение ведется среди старшеклассников 9-11 классов. Есть две бригады учителей, которые дежурят посменно : неделю разрабатывают игру, неделю проводят. Недельная игра - комплексная, все предметы изучаются в рамках одной игровой метафоры. В рамках игры ученики решают практические задачи по нужным в программе темам. Например, расчет курса корабля это изучение темы треугольников. В конце школьников ждет стандартный государственный экзамен. К сожалению, статистику по школьникам датчане пока не накопили. У них только что закончился первый проход таких учеников (три года) и они получили полную программу для обучения, теперь будут ее обкатывать. Мотивация использования ролевых игр та же, что и у нас. Игры делают знание практическим. Но практические знания на экзаменах не выявляются, только в жизни. Поэтому к вопросу об эффективности РИ школа вернется через несколько лет, проследив дальнейший путь учеников.

Еще в Дании попы написали книгу по применению ролевых игр в церкви для подготовки детей к конфирмации.

Датчане на этом конвенте отжигали по полной. Были шумные, в их корпусе все время была тусовка, а вечером субботы - вечерина не хуже наших российских. Их хватало на то, чтобы влезть ночью в ледяную воду, а потом бегать по лагерю нагишом. А между прочим, в апреле в Швеции совсем не жарко. В общем, датчане - брутальные мужики.

Игры викингов

Еще датчане проводили массовую игру Армагеддон. Это типа наших маневров. Оружие у них совсем мягкое, buffer swords. Поэтому в боевке принимают участие все, включая беременных и женщин с грудными детьми. В начале сходки выкрикиваются правила типа :
- Сколько у нас хитов?
Все кричат "Один!"
- Можно ли бить по голове?
Все кричат "Нет!".
И дальше сходка. Сначала все со всеми, потом все против немцев, потом все против датчан, потом мужики против женщин, и женщины побеждают. Вот такие игры викингов.

Этика и организация

Вернемся, однако, к конвенту и отношениям внутри тусовки. Этому нам надо у них всерьез поучиться.

Прежде всего, на открытии есть ряд действий, направленных на вовлечение новичков в работу и тусовку. Сначала идет представление участников. Немцы в один угол, шведы в другой и так по странам, а потом по другим критериям. Кто мастерил, кто играл, кто сколько лет участвует в Кнутпункте.

Потом выстраиваются двумя вложенными кругами, и каждый должен найти что-то общее с партнером из соседнего круга. Так повторяется несколько раз. Потом идет стартовая игра. Людям предлагается разбиться на четверки. Естественно, все сбиваются по знакомым. Тут эти четверки расформировываются, и нужно собраться в другие, не совпадающие группки. После двух-трех повторений ты оказываешься в компании с тремя совершенно незнакомыми людьми и отправляешься играть с ними в игру. Так у тебя появляются первые знакомые, своя компания.

Организаторов я видел только на открытии и закрытии. Все остальное там утрясалось самими участниками, никаких людей с рациями. Технические проблемы? Вот телефон, придет обученный человек. Прием заявок и сбор взносов был завершен за месяц до конвента, регистрация была "пойди на второй этаж, возьми папку, там все написано." И там лежал листок с твоим номером комнаты и расписание. Можно было подписаться на мероприятия, тогда в листке еще была распечатка индивидуального трека - что, где, когда для тебя лично. Расписание было впечатано в информационный буклет и четко соблюдалось. Мероприятия начинались минут через 5-10 после объявленного времени, но заканчивались вовремя. Хождение между мероприятиями минимально, обычно все сидят от начала до конца, толпы не бегают. Мероприятия заканчиваются аплодисментами автору.

На автопилоте у них работают такие вещи : следят, чтобы всем достался тот или иной ресурс (например, свечи на вечеринке). Если ты опоздал - подвинутся и раздвинут круг. Очень легко зацепиться в плане общения. Если сидишь один, подсядут и начнут разговор.

Мероприятия

Три основных типа мероприятий : лекция, круглый стол и павильонная игра. Игр много, примерно половина всех мероприятий. Есть ярмарка игр, называется LARP Plaza. Презентуют там и игры, и социальные проекты.

Рабочий язык - английский. Здесь у нас будет проблема, потому что мне моего языка и культурного бэкграунда не хватало. Очень многие вещи проходили мимо моего сознания, не были поняты правильно. Европейцы по английски трещат как на родном. К счастью, потом в кулуарах можно попросить объяснений и получить их.

А вот чего у них на конвенте нет - это турниров, концертов, шоу-программы и ярмарки. Два человека мне пытались объяснить, почему у них никто не торгует и не делает продукцию для РИ. Вроде как при их павильонной культуре спросом не пользуется. Развлекательные мероприятия - ночные party (тусовки) и дискотека в субботу вечером. Есть некие подобия прикидов, но нашим кринолинам в подметки не годятся. Кто хочет выпендрится - приходит в банных халатах. Еще немного грима на лице или деловой костюм.

Друг к другу все обращаются по именам. Ников, как у нас, нету. У них, правда, имена что наши ники : Густав, Клаус и т.д. Тем не менее, отличие интересное. Я зарегистрировался как Вячеслав, и произнести мое имя не всем удавалось.

Шведы

Самая мощная государственная поддержка ролевиков - у шведов. У них зарегистрированные клубы получают от государства поддержку деньгами. Не бог весть что на человека, но оборот в год - порядка двух миллионов евро. Оператором этих денег является ассоциация Sverok (http://www.sverok.se/), которая объединяет порядка 900 клубов, около 95 000 человек. Постоянного персонала там - 8 человек, остальные - волонтеры. Правда, помимо ролевиков там еще куча всяких клубов типа любителей граффити.

Право на пребывание ролевых шведов в общественных лесах защищено законом.

Государственные деньги их не испортили, зарабатывать на собратьях-ролевиках там тоже считается неприличным. Поэтому игры - недорогое удовольствие. Тем не менее фонд-райзинг там вполне развит, и спонсоры находятся. Вплоть до Водафона.

Финны

Финнов неплохо подкармливает Нокия, так как считает вложения в популяризацию игр выгодными инвестициями. Кстати, финнов я как-то упустил из рассмотрения, общался с ними немного и статистикой вас не порадую. Тем более, что основной доклад про игры в Скандинавии шел в параллель с моей игрой.

Норвеги

Норвеги представляли свою фабрику игр. Проекту уже несколько лет. Игры собирают от 6 до 50 игроков. Это павильонки скорее на атмосферу. Интересные у них темы. Одна игра - про коммунистов 70-х годов в Скандинавии. Другая - про румынских эмигрантво в Италии. И наконец, игра по мотивам музыки их местного оркестра, включая русские мотивы. Фабрика Игр - это скорее тусовка. Делают все дома на свои деньги. Сайт у них http://laivfabrikken.no.

Немцы

Играют по Германии тысяч 50 человек. Есть ассоциация DLRV (http://dlrv.org/), но особого значения она не играет. Игры активно применяются в образовании.

Я попал на хороший доклад про знаментые немецкие сериалы (кампейны), которые длятся по 20 лет. Это был проект Largho, который стартовал аж в 90-м году и до сих пор активно существует. Игра эта фэнтезийная, с магией. Есть некоторая выдуманная страна, в которой каждая группа может придумать себе область со своими традициями и обычаями, а также антуражем. Несколько раз в год они собираются в замок на игровые сессии. Есть экономика, каждая область чеканит свою монету. Убивать там можно, но не принято. 10 лет назад случилась гражданская война из-за того, кому быть следующим королем. Погибло аж 11 человек - это до сих пор воспринимается как кровавая резня. Персонаж сам выбирает, умереть ему или остаться живым. У игроков обычно есть и запасные персонажи, которых они достают после смерти основных.

Есть церковь со своим пантеоном, которая определяет, что хорошо а что плохо. Если что-то идет не так, король объявляет это нелегальным. Особого участия мастеров там нет, все как-то само регулируется по договоренности игроков. В игре есть костяк человек 70 и еще порядка сотни приезжают нерегулярно. Мир хранит свою славную историю, есть архивы. Игра идет в режиме времени 1:1 - за год в альном мире проходит год в мире фэнтези.

Отношения в игре за 20 лет складываются близкие к семейным. Средний возраст участников 25-35 лет. Собственно, эти отношения и привлекают игроков в кампейны.

Сайт проекта http://www.larhgo.de/.

Чехи

С интересным концептом вышли чехи - мастерская группа Court of Moravia (http://www.courtofmoravia.com/). Они замутили борьбу с тоталитаризмом. Мотив - молодежь забывает страшное коммунистическое прошлое и начинает идеализировать его. Люди не ходят на выборы и перестают влиять на события в своей стране. Ролевики нашли спонсора, который помог им деньгами. Игра проходила в одном из вузов. Игротехника там заключалась в тотальном контроле за игроками. Любовь между разными сословиями запрещена. Детей без разрешения парткома заводить нельзя, тотальная слежка. В общем, 1984 год и советская действительность. Как русский коммунист, я конечно спросил о том, почему жертвой игры пал коммунизм. Они осторожно оправдывались, что дело не в коммунизме, а в тоталитаризме. Но на всякий случай дискуссий со мной стали избегать.

Болгары

У них ролевые игры появились недавно, в начале 2000-х. Есть 4 конвента, один из которых принадлежит фэндому (любителям фантастики). Фэндом на ролевиков, как и в России, смотрит свысока. По русски они понимают, приглашены на наши конвенты.

Политика

Политики уже пришли к ролевикам, но пока не понимают, как с нами работать. Устроили презентацию одного проекта, но со слушателей взяли подписку о неразглашении деталей. Речь идет о создании новых методов влияния на государство и о демократизаии безопасности. К примеру, есть у нас камеры видеонаблюдения. Если доступ к ним имеют только спецслужбы, это плохо для демократии. Поэтому лучше, чтобы все имели к ним доступ, раз без камер обойтись нельзя.

Еще я пропустил презентацию пооекта "Прометей", на котором тоже катили баллоны на коммунистов. Потом ходил и обдирал антикоммунистические плакаты. Интересно. Раз нас, коммунистов, так боятся, значит мы скоро вернемся.

Психушка

Есть у тамошних ролевиков проекты, которые не слишком дружат с крышей. Вот, к примеру, проект Delirium (http://delirium.mkromann.dk/). Манифест - найти границы человеческой устойчивости и не перейти их. На самом деле это вполне себе психологические игры. Человек закрыт в камере, и у него есть распорядок дня : сон, еда, психотерапия и свободное время. Этот распорядок диктуется мастерами и достаточно произвольно меняется. Еще человеку дают за обедом ложку с дыркой и пытаются убедить, что это он такой странный, что есть не может, а ложка в норме. Там, конечно, предусмотрены методы возвращения обратно, но похоже ребята рискуют.

Сюда же — исследование о том, что реальность — это интерпретация фантазий. Автор с удовольствием рассказывал о том, что наши органы чувств несовершенны и наше восприятие мира абсолютно неадекватно реальной жизни. Ну и заодно прошелся по ролевым играм с точки зрения диагноза «шизофрения».

Лицензии

Парнишка из Германии сделал интересный доклад по поводу лицензирования ролевых текстов. Разобрал достоинства и недостатки существующих открытых лицензий. Проблема лицензирования связана с тем, что если указания на лицензию в тексте нет, игрок при распространении игровых текстов нарушает авторские права. Убрать эту проблему просто - через явное указание на лицензию в текста.

К примеру, лицензия open gaming license (http://opengamingfoundation.org/) придумана для распространения модулей ADD, написанных не авторами системы. GNU GPL (http://www.fsf.org/) хороша всем кроме того, что ее надо включать в текст продукта, а это 6 страниц мелким шрифтом. Поэтому автор доклада рекомендует creative commons лицензии (http://creativecommons.org/). Они позволяют делать все операции с текстами (распространять, копировать, модифицировать, использовать в коммерческих целях) и при этом достаточно просто поставить ссылку на нужный текст лицензии.

Дискуссии

Чем озабочены ролевики, что обсуждают помимо презентаций своих проектов?

Bleeding - как игрок воздействует на персонажа, и как персонаж воздействует на игрока. В принципе, обмен опытом о пользе ролевых игр для саморазвития.

Jeep-формы - игры свободного творчества. Без моделирования, без мастерских тайн. Игрокам предоставляется право плести сюжет самим. Поклонники этой формы дистанцирутся от ролевиков в стиле традиционных LARP. Я долго вспоминал и наконец вспомнил, что в России были подобные проекты в конце 90-х. Спросите Кэт Бильбо про Перекрестки и Нику Батхен про Миракли. Но на сегодня, кажется, эта форма в России померла. Кстати, есть немало опубликованных игр этого стиля на сайте http://jeepen.org. И там, кстати, словарь терминов.

Ведение (directions) - управление игроками . К примеру, у игрока есть тень - человек, но NPC. Игрок объясняется в любви, но жестами его управляет тень. Еще сюда я бы отнес дискуссии о прикосновениях и словесных цепочках. К примеру, трейнинг "да, но...", когда надо согласиться с автором начальной фразы, но в то же время ему возразить и так перекидыватть словесный мячик.

Игры управляемые событиями
Датчане рассказали про свой опыт игр, управляемых мастерскими событиями и очевидных проблем их них вытекающих :
- если игрок быстро обработал событие, то он простаивает в ожидании следующего
- игрок мог события не понать или его неверно интерпретировать, или неверно на него отреагировать
Эту проблему они называют проблемой книги комиксов.

NPC non-player character - полумастерский или мастерский персонаж. Их там применяют массово. У нас такого нету.

Дозоры. Еще одна прикольная идея, над которой ломают голову европейцы - как заставить игроков самих генерить себе сюжеты. Фактически, они придумали игру "дозоры", но пытаются понять, будет ли эта игра востребована. Я рассказал про наших дозорных и не забыл упомянуть, что мы в России дозорных ролевиками не считаем.

Черные квадраты

Ролевые игры и высокое искусство ранним утром несовместимы. Нам принесли богемного вида человека, которого еще минут десять запускали холодной водой и крепким кофе. Но когда он завелся, это того стоило. Казимир Малевич со своим "Черным квадратом" отдыхает. По разному расставленные черные кубы, безумные инсталляции - вот что такое современное искусство. У искусствоведа большие связи в Америке, это он оттуда притащил.

Особенно меня впечатлил фильм, который можно назвать "Утро на русском конвенте". На полу лежат тела в доспехах. Одно из тел начинает шевелиться и бормотать что-то невнятное, потом цивилы тела растаскивают.

Еще один фильм - в картинной галерее лежит девушка на кубе, а молодой человек из угла кричит Fuck you.

Голос из аудитории резонно спрашивает, является ли ЭТО искусством. На что автор ему резонно возражает, что если он снимет штаны и будет прыгать перед аудиторией, то это тоже будет искусством. А уж зрителю судить, нравится ему или нет.

Как они играют

Я принял участие в двух играх и одну провел сам. Моя игра вызвала большой интерес благодаря модельным элементам, они так не играют.

Вот как выглядела датская стартовая игра на четырех человек. Действие происходит на крыше высотки, куда сползаются самоубийцы. Есть там поп-звезда, которая хочет закончить жизнь в зените славы, есть безработный страховой агент, социолог по изучению самоубийц и мойщик окон. У каждого есть желание сигануть с крыши и повод это сделать. Вводная - описание личных ситуаций. Никаких фишек у игроков нет, проблемы решаются разговорами. Есть NPC - репортер, который у всех берет интервью и пихает к краю крыши.

Еще одна игра из Израиля - детектив. Всегда мечтал сыграть еврейскую матрону, вот наконец удалось. В почтенном еврейском семействе погиб внук. У кучи народа был повод его убить. И вот это почтенное семейство обсуждает ситуацию - кто же прикончил родственничка.

Publicity

Начну потихоньку ругаться на наших ролевиков. Все мечты о социализации ролевого движения уже давно сбылись. Только не у нас, а в Европе! И нечего валить на наше безумное правительство, в эту социализацию вложен колоссальный труд.

Сайты

Есть в Европе ряд проектов уже раскрученных, а есть только зарождающиеся. Вот энтузиасты хотят слабать портал с полным календарем событий по Европе. Рассказывал им, как устроено RPG.

Читайте http://nordiclarp.wordpress.com/ - там много чего написано. Надо переводить на русский. Смотрите также проект IPERG (http://www.pervasive-gaming.org/index.php), итальянский LARP-симпозиум (http://www.larpsymposium.org/).

Интересный видеопроект http://nordiclarptalks.org/. Туда предполагается выкладывать разные лекции про игры, мнения профессуры и прочую серьезную хрень. Меня поразила серьезность презентующего, пришлось даже спросить, является ли для нее игра профессией, или хобби? Оказывается, хобби, очень важное. Я не могу понять, почему они не делают из ролевых игр развлекательного шоу, почему так жутко серьезны!

LARP-академия

Академия в Европе это не приснопамятная ракадемия в России. Они собирают воедино и распространяют между ролевыми центрами литературу, посвященную ролевым играм и изданную научными издательствами. Порядка десятка книг и диссертаций вышло в Европе за только за последний год. У нас, кстати, тоже выходит довольно много научных трудов по ролевой тематике. Я подписался отправить в Академию тезисы наших диссертаций, переведенные на английский язык. Если вы что-то знаете о таких работах — пишите мне на адрес rojkov@icl.ru.

На сегодня группа энтузиастов собирает материалы для фундаментального издания по ролевым играм в Северной Европе – Nordic LARP book project. Туда вошли описания 29 самых ярких игр. В истории останутся те, кто лучше думал над документацией.

Для европейцев есть четкий ответ на вопрос, что есть ролевые игры. Это art-форма, искусство, разновидность performance art.

У нас в России распространено страдание, что игры не могут быть искусством, потому что невоспроизводимы. Так вот в Европе игры хорошо документируются и до начала, и после конца. Наша полиграфия по сравнению с их — отдыхает. Много полноцветных журналов хорошего качества. По результатам предыдущего Кнутпункта вышел сборник статей, я закину один экземпляр в Гарцующий дредноут. Кстати, очень советую ознакомиться, есть ряд шокирующих моментов. Например, про игру «1943 год» в Белоруссии.

LARP-революция

Лучший, самый вдохновляющий доклад на Кнутпункте был от Клауса Раастеда из Дании под лозунгом «Меч — кратчайший путь к сердцу человека». Очень вкратце его идея предельно проста. Мы считаем, что ролевые игры — это настоящее, важное и нужное. Но кроме нас никто так не считает. Поэтому только мы сами можем втащить в нашу деятельность других людей, убедить их в нужности и важности РИ. Если мы хотим формировать будущее, надо действовать.

Мы в России — андеграунд, подполье, еще одна отстающая от мира деятельность. А ведь по теоретической и практической подготовке мы не хуже, у нас есть ряд уникальных подходов, которые для ролевиков в Европе совершенно новые. Но для того, чтобы из подполья вылезти, надо потрудиться : писать статьи, издавать книжки, просто вести организационную работу. Не пора ли и нам задуматься о собственной респектабельности? Надоело быть отстающими даже в том, в чем мы сильны. Пример Европы вдохновляет! Мы не одни в мире, ролевое сообщество — всемирный LARP-интернационал!

P.S. Следующий Кнутпункт будет в Дании в 2011. Надо ехать.

  следующие 20 следующие 20 

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (5)

 
порядок:

Последние темы: We are the world! | Все темы


комментарий   We are the world! дать свой комментарий
  glanka, 04.05.10 03:31, в ответ на: rojkov,
текст We are the world!
  Спасибо за текст. самая интересная и информативная статья по-моему за историю портала:)
И, конечно, повод задуматься.

комментарий   We are the world! дать свой комментарий
  аноним, 05.05.10 07:40, в ответ на: rojkov,
текст We are the world!
  очень интересно, вот только часть текста - в псевдографику ушло

комментарий   We are the world! дать свой комментарий
  аноним, 07.05.10 03:51, в ответ на: rojkov,
текст We are the world!
  если я правильно понял, то что то что ты называешь jeep-форматом мы назвали wiki-играми и играем вполне себе. хотя оно не массовое и таки да далеко от РД

комментарий   We are the world! дать свой комментарий
  аноним, 18.06.10 07:50, в ответ на: rojkov,
текст We are the world!
  выправьте текст, а то псевдографика расстраивает.

комментарий   We are the world! дать свой комментарий
  аноним, 23.06.10 15:48, в ответ на: rojkov,
текст We are the world!
  Очень интересная статья!!. Почините текст пожалуйста!!!
  следующие 20 следующие 20 
Лица игр

Борис Фетисов
(Казань)
Ближайшие события
все регионы

Заявиться через: allrpg | rpgdb



Ролевые ресурсы
Другие игры и ресурсы
Настольная игра Берсерк

Клуб любителей Munchkin

Улун - знаменитый китайский чай

Конные прогулки в Подмосковье


Апокриф - четвертая эпоха


дизайн портала - Срочно Маркетинг

TopList
  первая     наверх
info@rpg.ru