| 
  
  
  
  
	
	
		
		Смольнякова Екатерина Сергеевна
	
	
  
  
	| 24.11.2005
  
  
  
 Давно прошли те времена, когда 
историческим танцем гордо называлось исполнение чего-то тематического в отличном 
от повседневного одеянии в рамках мероприятия типа «общее собрание». Сейчас мы 
шьем серьезные костюмы, работаем с первоисточниками, предъявляем определенные 
требование к качеству музыкального сопровождения, - и при всем этом забываем, 
что по-настоящему воссоздать танец не может то, что находится ВНЕ исполнителя – 
ни костюм, ни музыка, ни богатые аксессуары, ни формальное соблюдение правил 
этикета, ни даже абсолютная точность исполнения. 
  В первую очередь, 
каждый исполнитель исторического танца обязательным образом должен следить за 
соответствием своей пластики и своего внутреннего ощущения тому, как выглядел бы 
и как ощущал бы себя человек соответствующей эпохи.  
  
Разумеется, для 
того, чтобы по-настоящему почувствовать себя человеком другой культуры, нужно 
много знать, много читать и постоянно стремиться к улучшению своих навыков, не 
останавливаясь на достигнутом. Не все готовы, да и не у всех есть потребность 
прилагать столько усилий, но красиво танцевать и красиво выглядеть при этом 
хотели бы, наверное, все, кто занимается танцами. 
  
Приведенные в этой статье советы 
призваны помочь исправить возможные недочеты и улучшить технику исполнения, 
навыки поведения на балах и танцевальных вечерах и расставить некоторые важные 
акценты. 
  Все мы помним из учебников, что эпоха Ренессанса знаменуется 
возрождением интереса к человеческому телу, к человеческой личности, к 
индивидуальности как таковой, практически потерявшей свое значение за многие 
десятилетия средневековья. Предположительно не осталось без внимание и искусство 
танца, который из массового, культового, имеющего значение как некое сакральное 
или знаковое действие постепенно стал искусством, демонстрирующим возможности и 
преимущества отдельных людей, личностей, и закрепился как таковой в качестве 
танца придворного. Возможность выразить свое Я через танец, утвердиться – для 
человека того времени возможность очень ценная, и ее ни в коем случае нельзя 
было упускать, скрываясь за колонной или прячась за шлейфом дамы. Так что 
исполнитель любого из придворных танцев должен сознавать и демонстрировать свою 
значимость как леди N или кавалера M, а не стараться затеряться в толпе. 
 
 Вспомним, что самые доступные 
способы донести свое внутреннее ощущение до стороннего наблюдателя – это 
пластика тела и выражение лица.  
 В первую очередь, извините за 
банальность, следует следить за спиной, развернутой грудной клеткой, 
разведенными плечами, поднятым подбородком. Плохая осанка, опущенная голова, 
даже если вы в ослепительно дорогом костюме и на всех смотрите «сверху вниз», 
говорит наблюдателю, что вы стремитесь занять как можно меньше места, стать 
менее заметным, в то время как ваша цель ровно обратная – максимальная 
заметность, максимально объемное личное пространство. Если у вас нет специальных 
навыков и образования, помнить о своей осанке и держать спину следует в течение 
всего мероприятия, а не только между танцами или во время открывающего 
полонеза. 
 
Несмотря на то, что это напрямую 
противоречит канонам этикета 15-16 веков, я советую и кавалерам, и дамам ни при 
каких условиях не смотреть в пол. В то время, когда ваши глаза не заняты 
молчаливым диалогом с глазами партнера, смотрите куда угодно – рассматривайте 
убранство зала, ловите взгляды других танцоров, незаметно координируйте 
траекторию движения, но только не смотрите на ноги впереди идущих. Пара, которая 
жадно изучает паркет перед собой в течение всего танца, производит самое 
гнетущее впечатление, не говоря уже о том, что за глазами к полу "клонится" 
голова, а за ней и спина.  
 Руки, о которых в конспектах 
танцев, как правило, ничего не сказано – тоже вовсе не бесполезные дополнения к 
телу для одевания на них рукавов. В течение бала руки помогут вам "захватить" 
максимальный объем пространства (разумеется, при этом не следует доставлять 
неудобство находящимся поблизости), обратить на себя внимание. Как костюм без 
аксессуаров производит впечатление незаконченности, так и танец "только ногами" 
являет собой незавершенную картину. Выпрямив спину, отведите руки слегка в 
стороны и вперед (дамы – представьте, что руки у вас лежат на широком 
кринолине), локти отведите от тела (и обязательно следите за ними, если не 
хотите напоминать своим видом ощипанного цыпленка!); пальцы должны быть 
напряжены и представлять собой продолжение руки, но сильно их не растопыривайте. 
Во время танца руками можно "помогать", мягкими, лаконичными и ненавязчивыми 
жестами подчеркивая свои движения. После окончания танца не следует тут же 
"ронять" руки (которые, к слову, с непривычки очень сильно устают) – даже если 
вы просто беседуете с кем-то в стороне, руки не должны висеть безвольно – 
помните о своей задаче, о том, что собеседник должен быть впечатлен вашей 
значимостью! Представьте себе, что вашей целью на данном балу является выгодная 
женитьба (вполне реальная ситуация), и вы беседуете с отцом или матерью 
избранницы. 
  Кстати, о женитьбе. В течение долгого времени чуть ли не 
единственной официально разрешенной возможностью непосредственного контакта 
между знатными юношей и девушкой был именно танец. Ни о каких объятиях и речи не 
шло (танец, в ходе которого кавалер держал даму за талию – вольта – и в 16 веке 
считался верхом неприличия), едва заметное касание руками и брошенный мельком 
взгляд – вот все, что было бы вам доступно, если бы вы не хотели прослыть дурно 
и излишне вольно воспитанными. А теперь представьте себе, что человек, с которым 
вы, наконец, танцуете, снился вам последние два месяца, и что за три минуты 
танца вы должны все рассказать ему и все узнать о нем – и это без помощи слов, 
только взгляд и руки. Больше шанса у вас не будет – по крайней мере, на этом 
балу. А если танец, к тому же, называется "Верность любви"? Каким должен быт 
эмоциональный контакт между танцующими, какой должна быть "информационная" 
насыщенность танца! И это вместо выражения лица "Боже мой, я забыл следующую 
часть" или "А куда мне идти теперь??", панического взгляда в пол и периодических 
вскидываний головы для определения хотя бы приблизительного местонахождения 
партнера.  
 Даже если вы не хотите 
вживаться в какой-то романтический образ, всегда старайтесь найти тему для 
"танцевальной беседы" с партнером. Но если вы вообще ничего не хотите вспоминать 
и основной тревожащей вас мыслью является вопрос о том, выключили ли вы утюг, 
ваш партнер ни в коем случае не должен об этом догадаться! Озабоченное выражение 
лица, взгляд в сторону, насупленные брови и мысленный отсчет шестнадцати пиве, 
читающийся на лбу, исключены и находятся вне закона, если вы только не хотите 
обидеть или всерьез задеть чувства того, с кем танцуете. При том, что, напомню в 
очередной раз, ваша цель – всех очаровать, обворожить, заставить себя ценить, 
уважать и мечтать о танце с вами.  
 Ваш выбор: - максимум 
внимания партнеру. Взгляд в глаза, разворот корпуса, готовность поддержать 
инициативу в разговоре, даже если этот разговор – мимический; - улыбка, 
всегда – улыбка. Торжествующая, горделивая, восхищенная, подобострастная, 
интригующая, кокетливая – любая, никакие драгоценности не украсят вас так, как 
самая обычная улыбка; - внимание не только тому человеку, с которым вы начали 
танец (особенно если танец на несколько пар), но и всем, на кого вы можете 
обратить внимание. За короткий период (2-5 минут) вы должны попасться на глаза 
максимальному количеству людей. 
  Не стоит пугаться, если, паче чаяния, вы 
забыли какое-то па или последовательность шагов. Не суетитесь и не паникуйте 
лицом, не оглядывайтесь судорожно кругом, пытаясь поймать ускользнувший момент, 
не стойте столбом и уж конечно не бросайте партнера посередь залы со словами: 
"Ой, у меня ничего не получается, я не буду танцевать". Ни осанка, ни положение 
рук, ни чувство собственного достоинства не должны вас покинуть. Улыбнитесь 
партнеру, преподнеся произошедшее как досадную, но и забавную случайность, и не 
останавливайтесь. Если сразу вспомнить дальнейшее у вас не получается, не стоит 
абы как повторять шаги других танцоров – лучше сосредоточьтесь на том, чтобы 
поймать в музыке тот момент, начиная с которого вы сможете сориентироваться. 
Если ваша пара или колонна при этом куда-то движется – двигайтесь вместе со 
всеми, но на простых шагах. В лучшем случае вашу ошибку заметит ваш партнер и, 
может, еще два-три человека, - в то время как вытаращенные глаза, судорожные 
оглядывания и паническая мимика, уверяю вас, видны очень издалека. 
  Следование перечисленным советам поможет вам предстать в выгодном свете 
и зарекомендовать себя хорошим танцором, даже если запутались ровно во всех 
танцах, а в некоторых и по нескольку раз. И, наоборот, никакое доскональное 
знание танца не спасет вас, если сгорбленная спина и висящие плетьми руки будут 
дополняться насупленным выражением лица и неотрывным слежением за ногами впереди 
идущего. 
 Рекомендации 
 
  Комментарии (0)
  
    
  
  
 |