02.05.24   карта сайта   настройки   войти
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
   
поиск
Последний номер
N 46 ноябрь 2014
Cодержание полностью -
на странице номера

текст   Мифологический пласт культуры как источник реконструкции игрового костюма комментарии дать свой комментарий вид для печати
13.01.2008
  рубрика Выкройки и костюмы
автор Эфендиева Гюнар (Москва)   
Рекомендации: +:0     :0

Для создания игры по историческому материалу, требуется достоверная реконструкция нарядов не только героев-людей, но и мифологических персонажей. В рамках данной статьи мы коснёмся лишь кельтских пласта мифов. Нельзя создать игру по кельтам, не затронув глубоких верований последних в Туата де Даннан. Не будем сейчас рассказывать о том, кем бы мог являться этот народ, а поговорим об их одежде.
Если о нарядах людей древних времён мы можем узнать из гравюр или захоронений, то для реконструкции одежды существ мифологических мы можем использовать разве что легенды и саги. Хотя бывают и исключения, так, например, некоторые факты об одежде таких существ, как эльфы (а именно эльфами считают Туата де Даннан) приводит в своем трактате "Тайный союз эльфов, фавнов и фей" шотландский священник Роберт Кирк в 1691 году: "женщины эльфо-народа шьют, ткут и вышивают необычайно изящно, и есть ли продукт (их действий) результат работы с земными материалами, или же это неосязаемое сплетение радуг, и просто фантастическая имитация обычных плодов долгих стараний смертных вышивальщиц - для понимания того недостаточно всех наших способов и чувств."
Но обратимся же наконец  к ирландским сагам. Ведунья Фейдельм из Сид Круахан из "Похищение быка из Куальнге" одета так: "Девушка ткала бахрому, держа в правой руке станок из светлой бронзы с семью золотыми полосками на концах. В зеленых разводах был плащ на ее плечах, скрепленный на груди заколкой с тяжелым навершием. Сквозь все одежды светилось ее тело, словно снег, выпавший в одну ночь...".
 Вообще для реконструкции ирландских эльфов - Туата де Даннан потребуются ткани двух основных цветов: золотой и алый. Вот описание женщины из Волшебной страны, которую встретил у источника король Ирландии Эохайд Фейдлех: "Красный волнистый плащ с серебряной бахромой был на той женщине, и чудесное платье, а в плаще золотая заколка. Белая рубаха с длинным капюшоном была на ней, гладкая и прочная, с узорами красного золота. На груди и плечах с каждой стороны скрепляли рубаху золотые и серебряные пряжки с диковинными ликами зверей. Солнце освещало женщину и всякий мог видеть блеск золота на зеленом шелке. Две косы цвета золота лежали на ее голове, и в каждой было по четыре пряди с бусинами на концах". (сага "Разрушение дома Да Дерга).
 С другой стороны, таковы же цвета и противников Туата де Даннан - фоморов:  "Вдруг увидела она что-то, и был это плывший по морю серебряный корабль, немалый на вид... Увидела на нем Эри прекрасного воина. Платье его было расшито золотой нитью, а рубаха золотыми узорами. Золотая пряжка была на его груди, и от нее исходило сияние бесценного камня. Пять золотых обручей были на шее воина, что нес меч с золотой рукоятью, изукрашенной серебром и золотыми заклепками." ( сага "Битва при Маг Туиред")
 Что же касается персонажей, которые являются историческими или хотя бы псевдо-историческими, то хотя мы имеем более подробное описание  их одежд, но можем обратить внимание, что в целом цвета их одежд мало отличаются от тех, что носят ирландские боги.  К примеру, вот что замечает герой Фер Диад легендарной королеве Медб:
У тебя, Владычица круаханских холмов
Зычен голос и воля крепка!
Так неси же парчу, неси шелка,
Серебро и золото, и жемчуга -
Я все, что сулила, принять готов!
("Похищение быка из Куальнге", М, 1985, с 237)

А вот - описание одежды знаменитого героя Кухулина, прозванного "псом Кулана": "На нем чудесная, дивно сработанная алая рубаха с пятью складками. Золотая пряжка на белой его груди у ворота - с полной силой бьется о пряжку грудь. На нем светлый плащ с накидкой, изукрашенный сверкающей золотой нитью." Тут же дано и описание его возничего: "Перед ним вижу я возничего, стройного, с веснушками на лице. Голова его вся в волнистых ярко-золотых и алых волосах, что сдерживает бронзовая сетка, не дающая им падать на лицо. Золотые бляхи с обеих сторон в волосах юноши. На плечах его плащ с разрезами, а в руках жезл из красного золота, которым он правит конями" (сага "Сватовство к Эмер"). Приведу еще несколько описаний одежд из ирландских саг. Итак, сама Медб: " Женщина высокая, прекрасная, длиннолицая, бледная, с золотистыми прядями волос. На ней был пурпурный плащ, а в нем на груди золотая заколка. Прямое, остроконечное копье сверкало в ее руке". ( Там же) "Были одеты они (два сына Айлиля и Медб) в два зеленых плаща, с заколками из белого серебра на груди. Были на них две рубахи тонкого золотистого шелка. Два меча с блестящими рукоятями висели у пояса юношей. Два сверкающих щита несли они, изукрашенных ликами зверей из белого серебра".
А вот следующее описание позволяет вспомнить одежду скандинавского Одина ("Он был в синем плаще и назвался Гримниром"): "Приблизились ко мне два мужа, Ол и Отине, пышноволосых, одетых в плащи голубые, с серебряными заколками на груди. На шее каждого был обруч чистейшего белого серебра." Что интересно, так это отличие между символикой этого цвета (синего/голубого) в разных культурах. Так, если у скандинавов синий - это цвет магии и волшебства, то в Ирландии - это скорее признак мужества и героизма: "Знаю я этих двоих, то были Ол и Отине, люди из свиты Айлиля и Медб. Всякий раз, как идут они в битву, знают, что не уберечься кому-то от раны". То есть, в данный цвет одеваются герои, те же воины, чья сила имеет магическую природу, как например, Кухуллин, опять же предпочитают алое с золотом (см выше).
Однако же не стоит зацикливаться только на этих двух цветах при реконструкции на играх образа "просто кельтского эльфа", так как всё выше сказанное относится скорее именно к  ирландским легендам. Если же обратиться к Уэльсу, то тут нет как таковых строго определённых стандартов в одежде эльфов. Так король Аннуина Аравн в своём наряде вообще не использует символику этих двух цветов: "И тогда увидел он (Пуйл) выехавшего из леса всадника на высоком пятнисто-сером коне, в тёмных одеждах с охотничьим рогом на шее" ("Пуйл, князь Диведда"). Хотя при желании можно найти и тексты, в которых  есть упоминание о золоте, так вот описание жены Пуйла Рианнон: "Молодую женщину на прекрасном белом коне, в одеждах, сверкавших золотой парчёй".
В любом случае, надеюсь, что данный текст сможет доказать, что зелёный цвет в одеждах эльфах не является обязательным при реконструкции эльфийского лагеря на игре, посвящённой кельтам.
Список используемой литературы:
1. "Похищение быка из Куальнге". - М., "Наука", 1985.
2.  "Предания и мифы средневековой Ирландии". - М.: "Издательство Московского Университета", 1991.
3. "Сказания красного дракона". - М.: "Менеджер", 1996.


Гюнай Эфендиева,
г. Москва

Напечатано в журнале "Мое королевство" N 26


предыдущий текст оглавление следующий текст

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (1)

  дать свой комментарий
порядок:

Последние темы: Вышел "Тайный Союз..." Роберта Кирка | Все темы

комментарий   Вышел "Тайный Союз..." Роберта Кирка дать свой комментарий
  аноним, 21.01.10 19:17, в ответ на: текст Мифологический пласт культуры как источник реконструкции игрового костюма
  Вышло всего 555 экземпляров переведенной на русский язык знаменитой книги Роберта Кирка (1691) с доп. и комментарием Э.Ланга (1893). Заказы принимаются по следующим адресам - elvenbook@mail.ru / tarnhari@list.ru

Наши подписчики

Кролик
(Бойков Аркадий, Алматы, Казахстан)
Наши друзья
Новости RPG
05.04.24 08:12
Эстафету перехватили мебельщики. Комод Александр 6.

07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.01.24 09:48
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

Новости alexander6
05.04.24 08:12
Эстафету перехватили мебельщики. Комод Александр 6.

07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.12.21 12:08
Почти все о разных напитках для Вашего Дома и Семьи ...

Rambler's Top100 Яндекс Цитируемости
  первая     наверх