| Гризабелла
	
	
  
  
	| 01.12.2005 В последнее время при подготовке к очередной игре мне 
неизменно вспоминается рассказ Тэффи «Жизнь и воротник». Героиня рассказа 
однажды опрометчиво приобрела обычный дамский воротничок… и пропала. Сначала 
воротник потребовал новую блузку, затем старая юбка оказалась ему нехороша, ну а 
после дело дошло до полосатого дивана, «от которого тошнило и ее, и честного 
мужа, и старую вороватую кухарку, но которого уже несколько дней настойчиво 
требовал воротничок». Затем и вовсе начался хоррор. Ролевики могли бы рассказать 
много интересного на эту тему.
 Когда-то для участия в ролевой игре было достаточно 
гуманизированной изолентой клюшки. Причем доподлинно известно, что «на хороший 
меч должно уходить не меньше тридцати метров изоленты». В комплекте с таким 
оружием шел плащ-занавеска и хайратник, а ниже пояса ролевика тех лет вполне 
могли прикрывать «только пижамные штаны и мозоли», то есть джинсы.  Великие вехи забываются, и теперь некоторые 
даже думают, что занавеска – это безвинно погибшая мамина штора. Отнюдь – из 
портьерной ткани действительно выходит неплохой антураж, а «персона нон грата» 
современных игр была ничем иным, как парой метров подкладочной ткани, собранной 
у горла на тесемочку.
        
           
           
            
     
 Шли годы. Даже самый ленивый ролевик за 
несколько игровых сезонов был вынужден пополнить парк своих игровых костюмов – 
тематика-то разная. Народ даже начал поглядывать косо на сарацинских танцовщиц и 
скандинавских наемников, особенно если встречал их на игре по Франции 17 века.   Сферический ролевик в вакууме вздохнул и взялся за иголку – 
или за кошелек. К слову сказать, собственноручно сшитый костюм все же ценился 
больше: мы же не зовем актеров больших и малых театров делать за нас отыгрыш, а 
костюм – такая же часть персонажа, как язык, история, окружение. Жить захочешь – 
не так раскорячишься. В результате виртуозного жонглирования отдельными 
предметами одежды разных веков возникали удивительные гибриды, которые, тем не 
менее, отлично выполняли свою функцию: отличать ролевика от грибника, принца от 
нищего, а в конце концов – просто доставлять удовольствие владельцу.     
           
           
         
             
             
              
              
          
        
          
             
    
 И тут реконструкторы, которые совсем 
было отпочковались и всячески старались отмежеваться от бедных родственников, 
начали трясти стариной не только на фестивалях, но и на играх. Волей-неволей, 
они стали задавать тон на исторических проектах – и общественности понравилось! 
В конце концов, ролевики в массе своей – существа с тонкой душевной 
организацией, не чуждые чувству прекрасного. А хорошо сшитый костюм, сделанный 
собственноручно человеком неравнодушным (реконструктор конца 90-х, редкий, 
вымирающий подвид), несомненно, радует глаз. Да и как-то показалось, что если уж 
впрягать в одну повозку коня и трепетную лань, проще нарастить мускулы лани, 
нежели заставить коня умерить свой пыл.     
        
          
            
            
           
       
         
              
          
 
 В правилах игры стал появляться 
масштабный раздел «Антураж» или «О костюме». Мастера не жалели сил, привлекая 
авторитетные источники и даже создавая краткие пособия для обладателей 
альтернативно дислоцированных конечностей. И как-то незаметно этот раздел начал 
пожирать остальные. Концепция – по сути, душа игры, Идея – сократилась до пары 
абзацев, а то и вовсе заменилась рекламным текстом. Картина мира переместилась в 
раздел со ссылками, тропа к которому заросла, даже не успев родиться. Зачастую 
после ознакомления с сайтом нельзя было понять, а во что, собственно, играем. 
Зато подробно разжевывалось, что надеваем.    
          
           
        
            
             
            
             
        
 
 И «рядовой товарищ оказывался неверно 
сориентирован». И действительно – как на большой игре проверишь, что игрок 
действительно поработал над персонажем, изучил историю мира, хотя бы посмотрел 
список литературы? Зато неподобающий костюм виден сразу. И сразу становится 
объектом для оттачивания остроумия – разумеется, со всей игровой мотивацией. Мы 
– матерые игроки, мы собаку съели на антуражных фразах и социальных 
взаимоотношениях. Только выходит эта собака зачастую как-то некрасиво – будто 
костюм одевается не для себя, а для того дяди.    
          
          
          
           
             
          
            
 
 Необязательное, но приятное украшение 
игры стало подминать ее под себя. Будучи поводом для соцсоревнований и насмешек, 
антураж превратил полигон в подиум для «выгуливания» костюмов. Теперь уже не 
«занавеска» и белые кроссовки, а «вывезти» один и тот же костюм на два сезона 
становится дурным тоном. Не беда, что историчный шлейф собирает все шишки в 
округе, а порвет его ваш же кавалер, наступив подбитым гвоздиками ботфортом. 
Забудем, что Подмосковье в конце июля – не Норвегия, и в трех слоях льна и 
шерсти можно отыграть только «инда взопрели озимые». По колено в грязи – именно 
так передвигались утонченные дамы Ренессанса… (ну, допустим, именно так, но 
замнем для ясности ;)          
           
            
             
              
          
                
            
          
 
 Дальше – больше (помните про 
воротничок?) В роскошном коронационном одеянии как-то некомильфо стало сидеть на 
пенке или бревнышке. На полигон, вслед за гардеробом, поехала мебель: 
туристические стульчики, шезлонги, пуфы. Добрые старые КЛМН заменились едва ли 
не фамильным серебром. И в самом деле – что делать в лесу без фарфорового 
сервиза и хрустальных ваз? Остается надеяться, что асфальтовый каток все-таки до 
снегов не дотянет, а то будет у нас еще и асфальтовый каток.    
          
            
         
                
          
             
 
 Дабы не смущать роскошью простолюдинов, 
знать принялась отгораживаться и бросать тень. Десятки лет мастеров вполне 
устраивали в качестве стен «волчатник» или веревка, а теперь они вдруг заявили, 
что терпеть этого не могут. Никто и не подумает, упихивая в рюкзак пятьдесят 
метров подкладочной ткани для обтяжки, купленной оптом на Ботаническом саду – 
остановись, пан, доконд пан иде? Разве что вздохнет – маловат оказался 
110-литровый рюкзак, надо бы новый…    
         
           
              
          
            
         
 
 Я поняла, что надо что-то менять в 
консерватории, когда на полигон мы вдвоем привезли три рюкзака и спортивную 
сумку. Разумеется, не на своем горбу – следующим актом марлезонского балета стал 
транспорт. Издавна он служил средством перемещения не ролевиков, а рюкзаков, но 
чаще всего был случаен: попутки, добрые самаритяне. Теперь случайность стала 
закономерностью: фирмы по аренде газелей уже не удивишь центнерами скарба, 
мигрирующего в леса.    
            
            
          
            
         
        
 А без газели никак! Ковры, канделябры, 
патефоны, кресла-качалки, кальян и триста двадцать пять скляночек для 
алхимической лаборатории. И ведь не будешь из японского фарфора вкушать 
недокашу-пересуп! Осталось еще немного места у заднего борта: как раз влезет 
пара ящиков шампанского, баранья туша, птичье молоко, соловьиные языки и 
верблюжьи пятки.     
         
           
          
           
      
 Что еще нужно для игры? А где, 
собственно, игра? Да и зачем? Званый ужин, чаепитие, фуршет, пикник, застолье, 
искупаться (жарища-то какая, хоть сюрко выжимай!), если найдет стих - 
потанцевать. Времена, когда игра – это не спать и не есть, давно прошли. «Война 
– войной, а обед – по расписанию». Спать, есть, раскланиваться в костюмах – что 
еще надо для счастья? А там, глядишь, и домой пора. Отлично съездили! На 
следующие выходные – опять? А что за игра? Да какая разница…    
              
         
               
            
              
              
 
 Я 
вовсе не призываю приезжать в рубище и питаться подножным кормом. Слов нет – 
игры стали приятнее. Приезжая и устраиваясь с комфортом, ты гарантированно 
получишь свою порцию удовольствия. От этого самого комфорта. Но вот только – а 
стоило ли выезжать? Бросив все силы на подготовку и доставку антуража, вдруг 
обнаруживаешь, что работаешь вполсилы и живешь вполноги. Мне кажется, мы 
занялись обогащением сферы физических удовольствий за счет сферы духовных. 
Природа стоит на защите равновесия, и если в одном месте прибудет, в другом 
неизбежно должно убыть. Время подготовки к игре растягиваться не умеет. Рано или 
поздно приходится решать: или подготовка костюма – материальной оболочки игрока, 
или персонажа – его психологического одеяния.  Цезарей просим не беспокоиться! Помните о 
сферическом ролевике и окружающем его равнодушном вакууме.         
       
 В последнее время замечается интересное 
явление. В эмоциональном плане игры, которые раньше оценивались погранично: либо 
на двойку, либо на пятерку – стали уверенными середнячками. Снизились негативные 
ощущения – проблема допроса под проливным дождем в течении трех часов легко 
решается натягиванием парашюта - но и позитивные стали бледнее. За них ничем не 
заплачено, так откуда ж им взяться? Костюм – по сути, красивая тряпка – не 
подарит тебе катарсиса, не к ночи будь помянут. Разве что если его порвут, как 
тузик грелку – вот уж тут будет эмоций! Эстетическое удовольствие, конечно, тоже 
удовольствие. Но уж если забрался в этакую даль на прокорм комарам, полОжил год 
жизни на подготовку, не жалко ли разминаться слабым бульоном? Куда как лучше был 
бы с пылу, с жару отменный кусок жареного мяса! С кровью и потом. Нет, это я о 
чем-то другом.    
         
            
         
            
              
               
               
          
             
              
           
 
          
            
         
            
                
          
            
             
  Не говоря уже о том, что в итоге гора 
родила мышь. Антураж – средство для погружения 
в мир - предоставляет возможность отказаться от моделирования, заменив его 
реальными предметами. Но совершенно уйти от модели невозможно! Пока – 
невозможно. Все равно остаются палатки, и костер (ну ладно – горелка ;), и 
тронная зала среди дубов, и горы в виде речки Переплюевки… Чем меньше 
отмоделированного, тем сильнее режет глаз то, что все-таки приходится 
воображать. В конце концов, когда у тебя король в джинсах, не так важно, что 
через Ла-Манш можно шапку перекинуть, а во всей Франции населения – три с 
половиной крестьянина и двадцать рыл (личиков) королевских фрейлин.    
              
         
           
              
            
         
              
             
       
 
 Я не случайно сказала, что это 
невозможно только пока. Со временем, наверное, станет реальностью и аренда 
замков, и статисты-простолюдины по первому щелчку пальцев, и двухмесячный 
переход армий через всю Европу за честью и славой. Кстати о Европах – там 
подобное вроде бы давно практикуется. Россия, правда, своей особенною статью 
пошла своим путем, но может, конечно, и свернуть. И все равно придется 
когда-нибудь остановиться. Ведь убивать по-жизни, я надеюсь, мы все-таки не 
будем?     
           
          
             
           
             
         
   
 Или?   
 
 Ну ладно, ладно. Это мы так мощно 
передернули, что почти оторвали. Мораль сей басни выходит такова: в этой гонке 
вооружений мы запросто могли обронить что-то ценное - возможно, это стоит 
подобрать. Хороший костюм – штука хорошая, если он делается для себя и в 
радость. Но не дело, когда вещи начинают выживать тебя из дома.    
             
            
            
               
 
 (закрепляет последний бантик и с 
видимым удовольствием поглаживает тяжелую бархатистую ткань, тускло 
поблескивающую золотом)    
         
    А шовчик-то надо было поровнее класть! 
:)    
     Гризабелла  Рекомендации 
 Комментарии (70)Последние темы:
  репортаж 2 pandorium.net | репортаж 2 pandorium.net | «Воротничковая» жизнь нового ролевика или О вреде антуража. | Итоги пятилетки :) | 
  Все темы |