25.02.20   карта сайта   настройки   войти
Сайт свободных игровых коммуникаций
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
поиск
Лучшее
событие ЗилантКон 2009+2
текст Как задать культурный контекст на игре / Гости
15.03.2009
Рекомендации: +:0     :0

На фестивале Комкон я делала доклад о способах создания культурного контекста на играх. Доклад - в наибольшей степени обобщение прежнего опыта, его систематизация. Здесь я даю вторую редакцию, уже после обсуждения на семинаре, вношу высказанные участниками идеи.

Прежде чем задумываться о том, как организовать пресловутый контекст, надо понять, что именно из данной культуры мы в игру берём. Всю культуру целиком отыграть невозможно, и выбор её элементов зависит от общей идеи игры. Если игра военно-политическая – нужны выделить то, что касается политики и войны: на чём основан политический конфликт, это просто передел территорий, ресурсов и рабочей силы или здесь есть столкновение идеологий, верований, обычаев, систем ценностей. Если игра философская, нужны выделить базовые моменты философии, идеи-«пружины» мира. И так далее.

Во вторую очередь продумываем, какую образную часть культуры (гербы, символы, обряды, костюмы, цвета) мы берём. Выбор здесь напрямую зависит от выбора общей части культуры, о котором сказано выше. Символы веры, мифы, легенды, символика цвета, принятые обращения, расхожие фразы, обычаи, ритуалы – все эти мелкие детали должны существовать не сами по себе, а в системе, они должны быть очевидно завязаны на главную идею игры. Систему проще понимать, даже незнакомую, а разрозненные сведения мало кто захочет воспринять, особенно, если их много.

Уже по выборе того, что мы хотим предложить игрокам, надо выбирать способ, которым будем предлагать.

Сначала о текстах.

Их всегда пишут много, читают мало, все не довольны. Следует помнить: единовременно человек воспринимает лишь треть поступающей новой информации, сколько ни старайся – больше не усвоит. Меньше можно, больше нельзя. Остальное должно быть уже известно. Об этом нельзя забывать ни в устном общении с людьми, ни в текстовом. Текст можно прочесть ещё и ещё, устное же выступление всякий раз уникально. Так что новое, непривычное надо выдавать небольшими порциями, связно и последовательно. Буквально, получится что-то вроде мини-курса. При этом методологически лучше обращать внимание людей на заведомо известные имена, события и названия: они вызовут устойчивые, предсказуемые ассоциации, читатели сами вспомнят некий культурный пласт, им будет проще сориентироваться. Понятно, что это верно лишь отчасти: есть культуры, про которые на слуху мало, и эпохи, о которых обычно не помнят. Но устойчивые ассоциации использовать всё равно правильно. Если же волнует, как именно люди думают про имя, можно предварительно сделать опрос: «Как лично вы относитесь к…?» Ответы будут разными, и в зависимости от масштабов проекта можно будет или поработать с «несогласными с большинством» индивидуально, или разграничить игроков по группам сообразно высказанному мнению, и работать уже с группами. Безусловно, найдутся люди, которые с культурой не знакомы совсем, но надо выбирать приглашаемый контингент так, чтобы всё-таки основная часть игроков была хоть чуточку в курсе. То есть тут уже разговор о масштабе игры – он обратно пропорционален глубине раскрытия темы. На 1000 игроков культуру задать много сложнее, чем на 100, и с 1000 будет выше вероятность выпадения из культуры. Впрочем, есть способы эт вероятность минимизировать, о них чуть позже.

Теперь об эмоциях. Мало рассказать человеку что-то новое, важно, чтобы он воодушевился. Участник разговора МакДуф блестяще сформулировал «правило 6Б»: «бубен, бухло, базар, блядство, беспредел, братство». Грубо, но в точку. Этими шестью пунктами можно охарактеризовать любую культуру, и они будут понятны и доступны самым нелюбознательным игрокам (здесь работает тот же принцип, что в преподавании литературы современным подросткам: надо показывать, что в произведении проблемы и судьбы такие же, как у самих подростков, и вопросы решаются по сути такие же, и переживания такие же, и сами герои от подростков недалеко отстоят, эта похожеть роднит и делает текст полуторавековой давности ближе, понятнее). А это повысит их вживаемость в культурный контекст. У нас ведь цель не просто сделать достоверно тем, кто знает, а вовлечь в процесс максимальное количество игроков, и игроков разных. Те, кто захочет больше, найдут это «больше», но в 6 пунктах заключён самый минимум: кто враг, что и как пьём, кого и как разводим, кто с кем спит (что здесь дозволено или не дозволено), каков закон (и как его нарушать), кто друг. Можно ввести ещё седьмой пункт – «бугры», то есть, кто главный.

На мой взгляд, не надо пытаться писать тексты затейливо и завлекательно: у всех свои предпочтения, кому-то нравятся длинные поэтические описания, у кого-то фан возникает от прочтения текстов на жаргоне, а кому-то текст длиннее 10 строк – уже мучение. (Миль пардон, ребята, но сейчас в 10 строк я не уложусь при всём желании!) На всех не угодишь. Конечно, и тут тоже можно устроить опросы, но так мы всю доигровую работу сведём к бесконечным выяснениям мнений потенциальных клиентов. Проще писать доступно, понемногу, избегая специальных терминов. Чем понятнее мы изъясняемся, тем это эффективнее.

Самое важное, чтобы основные, опорные моменты культуры были включены в базовый сюжет. Этот сюжет должен на них основываться. Факультативная игра в культуру всегда имеет шансы исчезнуть вовсе. Если у нас намечается конфликт – пусть его причиной будет важный культурный момент. Пропажа символа веры, гнев бога, грех, враги церкви – кто и что бы ни легло в основу, оно должно иметь значимость в исходной культуре.

Можно включать элементы культуры и в модели, но тут конкретика зависит от построения игры вообще: какие модели используются, для чего.

Итак, мы уже сделали до игры всё, чтобы создать культурное поле. Но этого недостаточно. Если мы хотим, чтобы культура сыграла, нам нужно воспользоваться старым методом расстановки игроков на роли согласно психологической сетке и доверить роли лидеров тем, кому нравится и по силам задать тон для игры в культуру. Игроков-лидеров немало, но среди них надо обращаться к тем, кто любит в такое играть. Это могут быть и одиночки, и группы игроков – важно, чтобы активные игроки активно играли в уже заданном нами поле от души и с удовольствием. Своим настроением они обязательно воодушевят остальных.

Помимо правильной расстановки игроков на роли, нужно вводить обязательные для всех действия, завязанные на культуру: ритуалы, правила, обычаи. Несоблюдение оных единицами должно наказываться самой общиной (степень суровости зависит от культуры), массовое несоблюдение – непременно повлечь за собой ощутимые меры.

А кто же будет эти меры осуществлять? На такую работу нужны игротехники. В роли богов ли, жрецов богов, или кого-либо другого, кто может явить всю меру гнева мироздания за нарушение его устоев. Или не гнева, а скорби. Или ещё чего-нибудь – но реакция должна быть обязательно. А помимо роли отряда быстрого реагирования, игротехники смогут поддерживать игру там, где нужно - тут уже просто частный случай коррекции игры. В зависимости от игры нагрузка игротехников может быть и более серьёзной, если им нужно будет вести всех персонажей постоянно.

Не обязательно следовать этой методике от и до, и наверняка, есть ещё многое, что нам (мне, автору, и моим собеседникам на семинаре) просто не пришло в голову. Но если хотеть, чтобы культурный контекст сыграл, а в него играть сложнее, чем в стратегические взаимодействия, потому что он всегда уникален, а не типичен, перечисленными способами воспользоваться будет совсем не лишне.

Спасибо всем участникам семинара за внимание и идеи.

Стрела.
Обсуждение - http://sheser.livejournal.com/324556.html

 первые 20 первые 20 следующие 20 следующие 20 

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

 
порядок:
 первые 20 первые 20 следующие 20 следующие 20 
Лица игр

Вай Цзы
(Анатолий Казаков. Москва-Иркутск)
Ближайшие события
все регионы
13.03.2020-15.03.2020
Комкон 2020
28.03.2020-29.03.2020
Белкон
28.03.2020-29.03.2020
KVENTUM 2020
02.04.2020-05.04.2020
Solmukohta
11.04.2020-12.04.2020
Кокон

Заявиться через: allrpg | rpgdb



Ролевые ресурсы
Другие игры и ресурсы
Настольная игра Берсерк

Клуб любителей Munchkin

Улун - знаменитый китайский чай

Конные прогулки в Подмосковье




дизайн портала - Срочно Маркетинг

TopList
  первая     наверх
info@rpg.ru