19.03.19   карта сайта   настройки   войти
Сайт свободных игровых коммуникаций
Край света
http://www.smart-tourist.ru/
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
поиск
Лучшее
текст Алгоритм "Хочу поехать на игру"+2
видео О трудностях создания инноваций+2
событие Mass Effect. Первый Контакт+2
текст Протуберанцы / Колонка редактора
Отчет о Комконе 2009, Подмосковье, 500 участников
Вячеслав Рожков | 25.03.2009
Рекомендации: +:0     :0

Отчет о ролевом конвенте Комкон IV . 12-15 марта 2009, Подмосковье, количество участников около 500 человек.

После в целом неудачной футурологической секции в 2008 году я вообще ничего не собирался делать. Поснимать кино для ролевого телевидения, походить на презентации и определиться с предстоящим сезоном. Но неожиданно, без всяких усилий с моей стороны, на секцию футурологии были поданы несколько интересных докладов. Поддержали друзья из Тулы со своими добротными семинарами-обобщениями. Хороший поток событий на футурологию дала недавно прошедшая игра по миру Полдня XXII века Стругацких. Открытие футурологического блока - Ксотар. Блестящий доклад о мире хаоса и техническая инновация - отличный результат.

На смерть детерминизма

Итак, доклад Ксотара о смерти детерминизма открыл секцию футурологии. В эпоху развития математики человечество пребывало в заблуждении, что мир вычислим. Достаточно лишь узнать местоположение каждой частицы и вектор его движения, после чего мы уже сможем предсказывать развитие всей системы в целом. Мир казался устроенным просто, как часовой механизм. Сему счастливому заблуждению недолго было жить. И прикончили его опять же математики.

Возьмем простенькую модель размножения кроликов. Каждая пара способна принести потомство через 2 месяца после рождения. Если при этом, для простоты, тоже рождается пара, то мы имеем хорошую прогрессию размножающихся пар кроликов : 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13 и так далее в форме ряда Фибоначчи. В известном бестселлере "Код Да Винчи" про этот ряд наплетено немало романтической чепухи. На самом деле задачка вполне народохозяйственная. Как известно, в Австралии модель размножения кроликов отлично сработала - размножались они чересчур активно, сожрали всю траву. Но самое интересное начинается, если ограничить численность крольчатины сверху (корма хватает не на всех) и поиграть с коэффициэнтом скорости размножения. Если кролики размножаются неторопливо, то график идет плавно, достигает своего пика и практически стабилен. Но если поиграть со скоростью размножения, то график численности кролей начинает конкретно колбасить. Популяция то удваивается, то падает почти до нуля. Причем, что характерно, самые малые изменения в коэффициэнте размножения приводят к радикальному изменению графика. То есть малейшая погрешность в наблюдении приводит к полной невозможности предсказать развитие системы. Известный эффект бабочки - взмах крылом в Южном полушарии планеты породит торнадо в Северном. Еще одна задачка - длина береговой линии. Чем большую точность измерения мы берем, тем больше становится длина побережья - открываются новые неровности берега. Сегодня такой эффект очень просто пронаблюдать с помощью Google Earth. В природе полно таких неповторимых и бесконечно разнообразных объектов-фракталов. И математикам известны функции, содержащие хаос в своей природе. Самая известная - множество Мандельброта z = z^2 + c; Эта функция порождает бесконечное разнообразие хаоса, содержащего само себя внутри. Так хаос победил детерминизм.

Мозг слушателей был разрушен, непознаваеимость мира предстала во всей красе. Некоторые даже ушли с семинара, неся в душе веру в Бога. Но Ксотар помог оставшимся собрать воедино то, что осталось от их разума. Ничего, что мы не можем предсказать движение каждой частицы. Зато мы видим всю картину в целом, применяя к ней методы эмпирические или вероятностные. Да, математика с приходом хаоса перестала быть точной наукой. Но еще до изобретения сопромата люди строили сложнейшие зждания, пользуясь здравым смыслом и интуицией. У нас пока нет математического аппарата для интуитивных решений. Видимо, это дело недалекого будущего. А про возникновение порядка из хаоса знали еще древние греки.

Будущее из прошлого

Впрочем, предсказывать будущее - задача неблагодарная. Из года в год мы анализируем на Комконе прогнозы футурологов прошлого. В этот раз объектом исследования был Г.Адамов с книгой "Изгнание владыки". Адамов более известен как автор "Тайны двух океанов". Исследовал прогноз Илья Степин (Уфтханг).

С точки зрения художественной книжка не является гениальной - правильное чтение для советских школьников. Но важно знать время написания - это война. Книга написана в 1942 году. Получается, что автор экстраполировал 30-е со всеми их заблуждениями, когда исход войны еще не был предопределен.

Советский Союз победил и всю мощь своих сил вложил в построение нового мира. Капитализм существует и пакостит, забрасывает шпионов, вербует саботажников. Великое арктическое строительство - поворот Гольфстрима в Северный Ледовитый океан, чтобы Северный морской путь работал круглый год. Капиталисты, владеющие Суэцким каналом, ставят палки в колеса, используя низменные человеческие чувства.

Поворот рек, о котором так долго говорили при большевиках, уже случился. Правда, воду перебросили в Каспий. Про беду высыхающего Аральского моря автор не знал. Потепление мирового климата упомянуто, но не воспринимается как проблема. А под водой, под куполами из новых материалов, строятся рабочие поселки.

Коммунизм построен, деньги нужны только для особо редких товаров. Транспорт бесплатный, для полета надо только прийти и записаться. Летающих машин множество - геликоптеры, орнитоптеры, стратопланы... Скоростные поезда и электробусы - это общественный транспорт. Любрй гражданин может прийти в общественный гараж и взять электромобиль или электроцикл, оставив его потом в любом другом гараже.

Все приводится в действие электричеством - изобретены емкие аккумуляторы, способные двигать самолеты и пароходы. Советский Союз вкладывает огромные ресурсы в энергетику - гидро, ветровые и термальные электростанции. Атомной энергетики пока нет.

Кухонь нет, есть системы доставки. Заказываешь еду и получаешь ее по транспортеру прямо домой. Обратно отправляешь грязную посуду.

Видеозапись автор придумал, но не смог соединить его с телевидением, так что все передачи идут в прямом эфире. Это странно. Наш прошлый подопытный Хьюго Гернсбек (Ральф 124 С 41+) начала 20-го века был на том же уровне. А ведь кино уже захватило планету. Есть каналы, по которым дикторы в прямом эфире читают научные статьи. Есть системы видеонаблюдения и видеосвязь. Сотовых телефонов нет, зато у спецслужб есть микрорадио с радиусом действия до 200 км и возможностью выбора частоты.

А вот книги стали настоящим произведением технологического искусства. Устройство для чтения текста с микрофильма сочеталось с маленьким телевизором для просмотра видеохроники. Правда, изменить содержание книги уже не представлялось возможным - вещь в себе.

Порадовало предсказание кондиционеров даже более навороченных, чем современные. Температура, влажность, чистота воздуха - все под контролем. И еще инфракрасные сторожа, услужливо открывающие автоматические двери.

Автоматические сельскохозяйственные комбайны на поле сразу перемалывают зерно в муку, а солому пакуют в тюки.

А тем временем госбезопасность бдит и ловит саботажиков.

Адамов предполагал, что все это осуществится в 60--е. Но увы, оптимизм его не оправдался. Только сегодня многие из этих идей вошли в повседневную жизнь. А применение электричества до сих пор сдерживается отсутствием емких аккумуляторов. Так что есть к чему стремиться...

В этой связи уместно вспомнить Николая Носова, чьему творчеству был посвящен Комкон 2009. Самые светлые его рассказы для детей тоже были написаны в годы войны.

Ролевой технический прогресс

А в ролевом сообществе будущее за моделированием огнестрела. Андрей Грахов сделал два информационных сообщения об истории огнестрельного оружия и его преимуществах перед саблями и мечами. Демонстрационный материал из фильма "Последний Самурай", где пулеметы Гастингса покрошили в капусту японскую пехоту и конницу, впечатлил.

С новой технологией выступил Ксотар. Он соединил инфракрасные датчики с микропроцессором, в игрушечные автоматы воткнул излучатели и получил мощную игровую систему типа Квазара. Идею эту прорабатывали в американской армии для обучения солдат. Ксотар на практике делает данную систему экономически доступной для ролевиков. В течение двух дней на территории Непецино шла инфракрасная война. По сравнению со страйкболом, мода на который приходит в ролевой мир, эта технология безопасна и наглядна. Если у тебя кончились хиты - оружие перестает стрелять, а датчик издает звуковые и световые сигналы. Эта инновация была награждена грамотой Комкона.

Из жизни солнечных сообществ

Я прерву хронологию событий. Ночью в субботу Сеть проводил семинар о маргинальных сеттингах. Под маргинальными он понимал те, которые не вписываются в мейнстрим. Они в явном виде обосабливаются от материнского движения, отличаются от него. В качестве примера были рассмотрены Звездные войны и сообщество вампирскизх игр "Мир тьмы".

Ничего плохого в таких маргинальных сообществах нет. Звезда ролевого сообщества постоянно выпускает из себя протуберанцы-шупальца в поисках нового. Некоторые всплески отделяются безвозвратно, но большинство возвращается, принося из своего похода в маргинальность новый интересный опыт. Под влиянием маргиналов формируется следующий цикл развития мейнстрима.

Наиболее интересный и яркий пример - движение реконструкции и исторического фехтования. Это сильное движение, которое уже больше 10 лет обособлено от ролевого. Но походы ролевиков в реконструкцию, приток реконструкторов в ролевики привели к существенному изменению боевых правил. В конце концов сформировался компромисс, который интересен участникам с обеих сторон.

Аналогичный выход ролевиков сегодня идет в страйкобльное движение, которое четко отделяет себя от РИ-сообщества. На сегодня ролевики с удовольствием уходят в страйкбол, но через пару лет мы увидим сближение двух движений, применение страйк-технологий в РИ и ролевых элементов в страйке. Этот процесс активно идет уже сегодня. Ролевые протуберанцы здесь сшивают два движения, образуют человеческие связи, перетаскивают опыт.

Преимущество РИ-движения в многообразии. Страйкболистам тяжело десять лет штурмовать укрепления в камуфляже. Хочется поменять мотивацию и делать то же самое, но за иные идеалы, или в иной обстановке. Поэтому за исход ролевиков в страйкбол я спокоен - они вернутся с прибылью.

Гораздо интереснее наши собственные протуберанцы, которые создают новые течения. Эти сообщества обосабливаются и несколько лет варятся в себе. Попасть туда сложно. Среди обывателей сообщества складывается мнение, что попасть туда может далеко не всякий, что маргиналы прячутся по углам. На самом деле это не совсем так. Некоторое время после выплеска новое течение варится в себе. Там тусуются узкие специалисты. Входной билет туда дорогой. Например, в ЗВ знание биографии Люка СкайУокера до 7 колена и владение световым мечом. Течение защищает себя от пришельцев "не в теме" компетентностным барьером и входным цензом. Поэтому кажется, что эти сообщества в принципе закрыты. На самом деле они открыты для специалистов.

Когда ролевое сообщество только образовывалось, у нас тоже были подобные механизмы защиты - например защита имени. Назвался Галадриэлью - докажи, продемонстрируй знания и умения своего персонажа. Не то чтобы этот механизм закрывал тусовку от чужих, но повышению общей компетенции определенно способствовал.

Протуберанцы выскакивают на что-то интересное, поэтому их изоляционистская политика чаще всего терпит крах. Апологеты новой ценности приводят с собой друзей, которые хорошие люди, но совсем не такие упертые фанатики этой волны. Да и сами апологеты не отрицают благ окружающей цивилизации. Так что иногда они возвращаются в основное сообщество со своей инновацией.

На протяжении своей жизни ролевое сообщество выпустило немало протуберанцев. Это и толкинисты, и мистериальщики, и реконструкторы (да не побьют меня те, кто верит в отсутствие у них ролевых корней). Звездные войны, техногенщики, постапокалипсис, движение исторического танца...

Есть, однако, и чужие агенты в нашем становище. Движение молодежнвых театров само по себе набирает силу. Они оперируют на нашем поле, постепенно утягивая кадры. Страйк не вызывает опасений : они дают технологию, мы даем сюжет. А вот театры работают по тем же площадям - эмоции, переживания, роли. Вполне возможно, что мы послужим кормовой базой для этого движения. Впрочем, пока рано беспокоиться - идет взаимное обогащение.

Опсаность для сообщества представляют деятельности с более интенсивной творчесой нагрузкой. Они способны вытягивать активных людей как пылесос. Игра по Стругацким "Полдень, XXII век" проявила две личинки таких деятельностей :
строительство нового общества и наука.

Ролевое сообщество отличается от общества в целом. Здесь высока интенсивность творческой деятельности и почти никакой роли не играют корыстные интересы. Я бы назвал его прообразом Мира Полдня, но это лишь питательный бульон. Ни программы по переустройству мира, на целенаправленного движения в ролевой среде породить нельзя. Это конгломерат людей, принявших определенную этику. Новое общественное движение по изменению большого общества может родиться на стыке политических движений, зацепив нас своим краем.

Не факт, что такое движение в России появится в ближайшее десятилетие. В этом случае ролевые прогрессисты будут небольшим протуберанцем, пропагандирующим игры по светлому будущему. Понятно, что боевики смотреть гораздо проще, чем образовательные фильмы. Поэтому игры по Фаллауту и постъядерному миру будут гораздо популярнее игр по миру Полдня. Надо радоваться, что РИ-сообщество вообще нашло в себе силы породить данное направление.

Наука и школа

Гораздо больше перспектив у научного направления. Ролевики давно впитывают в себя знания из самых разных областей - истории, социологии, экономики, мистики. Тяга к знаниям вырвалась в новые игровые формы - школы и университеты на играх. Отдадим должное Лоре Бочаровой - она опять оказалась впереди планеты всей с поттеровскими сезонами. Но игра "Полдень" уже тянет на серьезный междисциплинарный научный семинар. Специалисты из разных областей науки в игровой форме рассказывают о передовых идеях в области своего знания. Упомяну и метаигру, где была сознательно организована совместная деятельность инженеров-фмзиков из МИФИ и гуманитариев из МГИМО.

Ролевое сообщество беременно масштабными городскими играми, которые будут продолжаться годами. В рамках этих игр понадобится учить игроков, вгружать их в реальность, давать технические навыки. РИ породят подпольные центры интенсивного обучения, новые методы вербовки в "свои" кланы.

А пока, на семинаре по игре "Полдня" проявилось узкое место современной системы образования. Когда мы смотрим на мир Полдня, то видим там ключевой элемент - систему воспитания и образования. Где взять огромные массы педагогов уровня Макаренко и Сухомлинского? Игра и ее последующее обсуждение дали нам ответ на этот вопрос.

Напомню суть игры "Полдень, XXII век". Это детский лагерь Анъюдино - школа будущего с лекциями и практическими занятиями. Большую претензию мастерам игры высказали игроки, которые исполняли роли детей. Очень трудно играть ребенка, если по знаниям ты равен преподавателю и даже превосходишь его. И вдруг мне пришло понимание про школу будущего. Ведь это действительно должно быть так. Чтобы лекция или семинар были интересны, это должен быть разговор равных по знаниям людей. Тогда скучный урок превращается в диспут о развитии. Учитель разъясняет действительно новое, а не глаголет прописные истины. Ученик порождает новые идеи, а не отвечает вызубренный материал. И тогда получается, что учителем может быть любой увлеченный своим делом человек. Без профессионального педагога нам в новой школе не обойтись. Но его роль - кураторство, определение склонностей ученик , помощь в выборе будущей работы.

Есть у этой школы будущего сдерживающая технология. Почему нельзя внедрить ее прямо сегодня? Потому, что непонятно, как залить в мозг старые накопленные знания. Нынешняя шкоа неэффективна, она 11 лет рассказывает ребенку всем известные факты. Ну, собственно, они потому и всем известные, что про них в школе рассказывают. Миллионы учителей из года в год повторяют одно и то же, а ученики слушают и запоминают. Если нам удастся изменить это - уколами со знанием, обучением во сне, системой самообразования или превращением людей в киборгов с электронной внешней памятью, то школа будущего появится очень быстро.

Лаборатории тренажеры для проверки теоретических знаний на практике - вот что должно быть в школе будущего. Дискуссии там проводят практики - те, кто работает. Учитель направляет, дает советы. Но изучение старых книг, рутинное запоминание фактов, зубрежка вынесены за скобки. Я не знаю, как оно будет проходить. Для решения этой задачи у нас есть 91 год.

Светлый апокалипсис

Когда обдумывал эту статью, поймал себя на апокалиптическом мышлении. Писать про смерть ролевых игр и печальные перспективы гораздо приятнее и интереснее. Но так как я поклонник направления игр по светлому будущему, то решил побороть в себе это желание. Пусть это будет мой маленький шаг к XXII веку.

И еще одна тема, про которую мы много говорили на Комконе, но я почти ничего не написал. Это моделирование науки. Самое интересное моделирование науки - это реальные занятия научной деятельностью. Пока это только первые опыты новых научных дискуссий в форме игр. Пока только форма обмена опытом в среде молодых ученых. Но это уже интересно. И если вдруг даст результат, наука способна будет съесть весь творческий потенциал ролевиков. Пожалуй, это единственная сфера человеческой деятельности, на которую я готов пожертвовать все ролевое сообщество целиком.

Опубликовано в ЖЖ автора.
http://rojkov.livejournal.com/31754.html

  следующие 20 следующие 20 

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

 
порядок:
  следующие 20 следующие 20 
Лица игр

Анкерайт
(Вадим Полюга. Екатеринбург)
Ближайшие события
все регионы

Заявиться через: allrpg | rpgdb



Ролевые ресурсы
Другие игры и ресурсы
Настольная игра Берсерк

Клуб любителей Munchkin

Улун - знаменитый китайский чай

Конные прогулки в Подмосковье


Донжон


дизайн портала - Срочно Маркетинг

TopList
  первая     наверх
info@rpg.ru