Оргия как ролевая игра
(о ролевых играх, сексе и так далее)
Эйрик Фатланд, Норвегия, Осло
Перевод: Михаил Русин, 
Израиль, Иерусалим
1. Поговорим о сходстве ролевых игр и оргии. В обоих случаях внутри некоей 
группы обычные нормы морали на время перестают работать. Во время оргии даже 
сторонники моногамии могут заняться сексом с кем угодно. В ролевой игре 
разрешено «убивать». Также в игре разрешено быть шовинистом-фашистом-сексистом и 
прочее. И если оргия — это возможность свободного выражения запретных желаний, 
то ролевая игра — это свободная зона для отвергнутых обществом идеалов, будь то 
фашизм или анархизм, мистицизм или просто милая глупость.
LARP — это страна исполнения желаний.
2. Любую группу можно разделить на две категории людей (мы и они). Назовем их 
«серьезные» и «несерьезные». Серьезные ролевики (к ним относятся многие 
авангардисты, а также сторонники чистого фентези и исторические реконструкторы) 
в течение всей игры не выходят из роли. Но, едва игра закончилось, они 
сбрасывают маску. Между выдуманным миром и реальностью для них существует четкая 
граница. Несерьезные ролевики постоянно входят-выходят из роли («Таймаут! Я снял 
два хита! Игра пошла!»). У них нет четкой границы между их персонажами и тем, 
какими они хотят быть в реальной жизни.
Подросток-сатанист Эдгар хочет играть черного мага Гримвика.
3. Важно разделять искусство и субкультуру. В ролевом сообществе персонаж — 
это символ статуса, полученного от организаторов или достигнутого собственными 
усилиями. В искусстве ролевых игр персонаж — это одновременно интересная задача 
и возможность для самовыражения игрока. В игре от искусства существование 
персонажа ограничено временем и пространством — игрой. В игре от субкультуры 
персонаж смешивается со статусной социальной ролью, который игрок играет в 
сообществе. Крайняя степень «несерьезности» — это SCA 
с ее постоянными ролями и толкиенисты — непонятный коктейль персонажа и статуса 
игрока.
Фраза, подслушанная на толкиенистской конференции в 1994-ом: 
«Ваше Величество, не одолжите Ваш мобильник?»
4. Почему хоббисты бояться жестких РИ? Потому что для них то, 
что происходит в игре, имеет куда большее статусное значение, чем для игроков от 
искусства. Последние живут ролью в игре, но, едва игра закончилась, они 
оставляют персонаж и все дерьмо, которое тому пришлось скушать.
5. Обе категории имеют сходство с поведением людей во время оргии. Серьезные 
игроки играют на проникновение, забывая себя, а на следующее утро просыпаются 
удовлетворенные. Несерьезные целуются и ласкаются, никогда не доходя до дела, а 
на следующее утро они хотят еще, но не знают, как «этого самого» добиться. Таким 
образом, они продолжают действовать серединка на половинку — социальный 
эквивалент сексуальной неудовлетворенности.
Конечно, оргии случаются и внутри ролевых игр, но не будем об этом.
6. Когда-нибудь придет ужасный день, и мы поймем, что наши «истинные 
личности» являются такими же масками, как и персонажи, которые мы берем 
в играх.
7. А теперь поговорим о сходстве между ролевиками и футбольными фанатами.
Те и другие попадают в так называемые «зоны Диониса», где не действует логика 
и мораль обычной жизни. Зоны Диониса штука опасная — тот, кто ведет тебя, может 
направить тебя, куда ему угодно. В Турции я видел, как лидер 
фан-клуба популярной турецкой команды приветствовал команду 
фашистским приветствием. Кто его знает, как сторонник ненавистного фашизма стал 
лидером популярного фан-клуба… Три месяца спустя фашисты были в 
правительстве.
Берегитесь мастера.
8. Естественно, серьезные игроки больше подвержены влиянию игры. Для 
несерьезных игры не меняются — движется субкультура. А внутренний мир серьезного 
игрока может перевернуть какое-то одно игровое событие. Ему не надо 
притворятся, что игра аполитична или лишена идеологии. Игроки — это дети, 
играющие в песочнице, спроектированной автором игры. Этот дизайн оказывает 
влияние и на игру, и на те мысли, которые она вызывает.
9. Забудьте о серьезных и несерьезных игроках. Это просто стереотипы, два 
полюса, между которыми живут настоящие ролевики, каждый из которых уникален. И 
ни в коем случае нельзя навешивать подобные ярлыки на какую-то игру 
или на группу игроков. Играть и вживаться — это действие, а не принадлежность к 
партии. Вредно делить игроков на «обычных» и «элиту» — такое деление лишает 
«элиту» права на то, чтобы получать удовольствие от игры без последствий, и 
указывает на незначительность остальных.
10. Революция приближается. Пора выбирать сторону. У серьезных людей и секс 
лучше.