06.05.24   карта сайта   настройки   войти
Сайт свободных игровых коммуникаций
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
поиск
Лучшее
событие ЗилантКон 2009+2
текст Школа Игрока: тренируемся на кошках / Гризабелла по пятницам
Гризабелла | 06.01.2006
Рекомендации: +:0     :0

В корыстных целях свою недавнюю поездку в Питер на ролевой конвент «БлинКом» я представляла всем как носящую деловой характер. Дескать, не токмо развлекаться едем, но и с разведывательной целью: посмотреть, «как у них там сеют брюкву – с кожурою али без». И теперь испытываю огромное удовольствие, как любой лгун, вранье которого неожиданно оказалось правдой. Потому что на Блинкоме я узнала про Школу игрока.

К сожалению, сезоном полевых игр является суровое и короткое российское лето. Отдельные морозоустойчивые особи, правда, захватывают пару месяцев до и после. И все-таки остаток года ролевикам приходится решать насущную проблему: «чем бы такое заняться». Есть много различных способов уменьшить игровой зуд в «межсезонье»: кабинетные, павильонные и форумные игры, AD&D, словески и прочее (здесь могла бы быть ссылка на статью: «Такие разные игры» ;); подведение итогов прошедшего сезона (отчеты, конвенты); подготовка к будущим играм (создание сайтов, переписка). Все эти достойные занятия не только скрашивают ожидание, но и позволяют самосовершенствоваться, как игроку. Различные игры являются поставщиками нового опыта, «разбор полетов и работа над ошибками» помогают извлечь из этого опыта практическую пользу. Мы учимся, развиваемся, мощно растем над собой… но только в Питере этому явлению придали форму и название школы.

«Занятия на Школе Игрока представляют из себя подборку упражнений, развивающих или поддерживающих в «межсезонье» на должном уровне актерские навыки, полезные в ролевой игре» (цитата из программы конвента). Поначалу я несколько напряглась, решив, что имеется в виду исключительно актерское мастерство, сиречь, навыки сценической речи, пластика, всякие выразительные средства и т.д. Все это, несомненно, дело хорошее и пользительное. Обидно ведь, когда в человеке играющем все прекрасно: и костюм, и вооружение, и слуги... А как рот откроет – так аристократизм, по Жванецкому, «пока не идет». Или, наоборот, у нищего «на лбу десять классов образования написано», а ведь не каждому бродяге быть Арагорном! Но тут в чем проблема? Мы ж остановиться не умеем! Начали с костюма – вляпались в реконструкцию. Танцами занялись – бальные книжечки уже толщиной с «Войну и мир». Фехтование – до реанимации на полигоне. В данном случае можно было доиграться до театра одного актера - и сотни критиков.

С первого взгляда занятие Школы действительно походило на вступительные экзамены в театральный вуз. Ведущий Гакхан раздавал желающим задания в виде различных этюдов. С подготовкой или без, в одиночку или кучками, народ выползал на сцену и мастерские желания материализовывал. И, доложу я вам, это было не просто! Если в обычной игре на тебя работает полигон, антураж, долгий настрой на игру и помощь зала, на сцене ты оказывался наедине с самим собой. Не всякий с разбегу мог догадаться представить красный цвет посредством зажигательных па фламенко, или в качестве «результата совместного творчества» поставить маленький спектакль в стиле «Планета по смете» Р. Шекли.

После «выступления» начиналось «обсуждение» - остальные учащиеся разбирали содеянное собратом или собратьями по несчастью на первоэлементы: «что в нем хорошо, и, главное, что в нем плохо». Как справедливо заметил в своей статье Враг: «почему-то, чувство юмора, красноречие, знание эпохи или книги, по которой поставлен этюд, оказывается у людей сидящих в зале, а не стоящих на сцене» (см. «Школа игрока»: http://vrag.by.ru/rus/playscol.html#begin). Впрочем, «на его месте мог быть каждый», поэтому дискуссия проходила в теплой дружеской атмосфере. Последнее слово оставалось за мастером, но не потому, что он точно знал, как надо. Ведь отыгрыш – понятие субъективное.

Что мы вкладываем в понятие «хороший отыгрыш»? Соответствие игрока заявленной роли, то есть – общепринятым представлениям о ней? Нашим представлениям о ней? Или его собственным? Принято считать, что «новичок» больше старается сам поверить в свою роль, тянет ткань игры на себя, и, по сути – играет для себя. Если «верить в себя и не замечать препятствий» удается, внешний результат тоже производит впечатление – естественное не бывает безобразно. С опытом приходит оглядка на других, игрок понимает, что он не один во вселенной, его личное пространство расширяется на пару метров и накрывает ближайшее окружение. Появляется умение играть не только для партера, но и для галерки, где «никто ничего не слышит, зато все сочувствуют».

Дальше – больше. Многие игроки со временем невольно начинают действовать, как игротехники: оценив несколько вариантов поведения персонажа, выбирают тот, который окажет наиболее «положительное» - или хотя бы яркое – влияние на игру, затронет большее количество других персонажей. Грубо говоря: можно закулуарить короля втихую под кустом, а можно во время коронации, с погоней, перестрелками и катанием на люстрах. И самому весело, и другим нескучно. Хлопотно, правда, и опасно, зато никто не уйдет обиженным. При этом, разумеется, невозможно полное «вживание» - приходится действовать за всю съемочную группу: за режиссера, сценариста, оператора, консультанта и самого актера, не говоря уже о поклонницах у входа и разносчике пиццы. Отстраненный взгляд со стороны позволяет сделать «красиво» для других. Зато выходит менее «красиво» для себя, ибо с горячим сердцем и холодными ногами катарсиса не поймаешь.

Вживаться или отыгрывать? Истина, как обычно, где-то посередине. Я бы даже разместила ее все-таки ближе к вживанию. Полностью «театральный» отыгрыш, на мой взгляд, наиболее уместен для ролей «инфернального зла». Вот уж где и сам не захочешь полного погружения, да и окружающие не больно-то позволят. Здесь речь идет не о персонажах из серии «сила Ночи, сила Дня – одинаково фигня». Обыкновенное зло может казаться таковым только с определенного ракурса, а с другого его от классического добра с кулаками просто в упор не отличишь. Так что вживайся – не хочу. А вот всяких Неназываемых интереснее и пользительнее примерять, как костюмчик – аккуратно просунул голову в ворот, аккуратно продефилировал по сцене, аккуратно отмерил дозу зла в пробирке, аккуратно вылил, аккуратно ушел. Во избежание самовозгорания. Вот где простор для демонстрации актерского искусства! Окружающие должны поверить. Ты – нет.

Во всех остальных случаях театральность вполне может уступить вживанию. Если подробно проработанный персонаж аккуратно надет на игрока, и таких хорошо сидящих костюмчиков – большая часть полигона, игра не потребует внешнего редактирования. Действуя только на основании внутренней логики персонажа, можно добиться того, чтобы вокруг тебя «всю жизнь горело» и без постоянной оглядки «на того парня». При этом, конечно, от вспомогательных выразительных средств отказываться не стоит. Отлично, когда под тонкой шкуркой игрока рвет и мечет огненноокий витязь, но если окружающим при этом явлена лишь бледная спирохета, может получиться неудобно.

Вот тут на помощь и приходят навыки актерского мастерства. Если сто раз сказать слово «халва», во рту слаще, конечно, не станет, но дикция поправится. Зачастую трудно без искажений транслировать на окружающих весь диапазон своих чувств и буйство фантазии. В лесу элементарным образом плохо слышно, театр маргинального жеста не всегда лучшая замена инаугурационной речи, быстрая смена обстановки на игре порождает ступор в ситуациях, которые совершенно естественны для персонажа. Все эти недочеты сглаживаются с опытом. Но процесс получения опыта можно пришпорить. Занятия в «Школе игрока» способствуют именно этому. Их задачей не является подготовка профессиональных актеров, ведь перед театром и игрой стоят совершенно разные цели. На игре нет зрителей, и раздача попкорна временно прекращена. Каждый себе и сцена, и актер, и зритель, и критик. И если уж «как зритель талантлив я вполне» (а о критиках – что и говорить), стать чуть более хорошим актером, пожалуй, не вредно.

Оттачивание навыков актерского мастерства в игровых ситуациях, разумеется, лишь один из способов добиться соответствия между богатым внутренним содержанием и выхлопом вовне. Зато такая тренировка на кошках, несомненно, помогает сгладить противоречие между вживанием и театральностью. Как следует научившись дышать и не задумываясь об этом, ежик будет жить долго и счастливо.

P.S. «Говорят, что хорошие привычки лучше хороших принципов. Возможно, хорошие манеры лучше хороших привычек. Родительские поучения могут и не спасти от гибели вашу пуританскую совесть; но если вы выпрямитесь на стуле, не касаясь спинки, и сорок раз повторите слова "призмы, пилигримы", сатана отыдет от вас. И когда Нэнси прибегала к ван-олстин-фишеровской интонации, ее охватывал гордый трепет noblesse oblige» (О’Генри «Горящий светильник»)

 первые 20 первые 20 следующие 20 следующие 20 

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (6)

 
порядок:

Последние темы: Школа Игрока: тренируемся на кошках | Все темы

 первые 20 первые 20 следующие 20 следующие 20 
Лица игр

Малыш
(Михаил Пряников, Челябинск)
Ближайшие события
все регионы

Заявиться через: allrpg | rpgdb



Ролевые ресурсы
Другие игры и ресурсы
Настольная игра Берсерк

Клуб любителей Munchkin

Улун - знаменитый китайский чай

Конные прогулки в Подмосковье




дизайн портала - Срочно Маркетинг

TopList
  первая     наверх
info@rpg.ru