25.04.24   карта сайта   настройки   войти
Сайт свободных игровых коммуникаций
Перекрёсток Рекордс
ALLRPG info
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
поиск
Лучшее
текст Алгоритм "Хочу поехать на игру"+2
видео О трудностях создания инноваций+2
событие Интерактивное образование+2
текст Зиланткон 2012 / Зиланткон 2012 / Колонка редактора
Отчет о Зилантконе 2012 от дСлавы
Рекомендации: +:1     :0

Зиланткон 2012

2-5 ноября 2012 года, Казань, 1200 человек, 22-й фестиваль фантастики и ролевых игр.

Эпиграф

И уносят меня, и уносят меня
Пророча ужасный конец
Четыре коня, эх четыре коня
Смерть, Голод, Война и П..ц

Шизофрения

Речь в моей статье пойдет опять же о скорой гибели ролевого сообщества, которую я пытаюсь предсказывать вот уже второе десятилетие. Целью моей поездки на Зилант было – разобраться, почему же Комкон и Красная стрела не приносят былого удовлетворения, а Зилант с каждым годом становится все более пустым с точки зрения ролевой науки.

Еще один дисклеймер. Я не претендую на объективность изложенной в тексте картины мира. Это скорее попытка разобраться в собственных ощущениях, нежели реальная ситуация. Мир устроен сложно.

Проблемы не в том, что ролевых игр скоро никто делать не будет. С этим как раз все хорошо, новые интересные проекты плодятся и размножаются, да и альтернативное РИ-движение подрастает. Проблема – в сообществе. Я собирался использовать слово «раскол», но после поездки на Зилант нахожу более уместным слово «разлом».

В последнее время от меня было довольно много брюзжания, что раньше трава была существенно зеленее, а луна круглее. Но как исследователь и архивариус РИ-сообщества, я все-таки пытаюсь разобраться в вопросе и понять, можно ли сделать что-то с образовавшейся пропастью, которая свела к минимуму каноническое общение между Москвой плюс Петербург (Комкон, Красная Стрела) и остальной Центральной Россией (Зилант, Волк и др.). Каждая из этих тусовок хороша по своему, и их разлад несет угрозу моей среде обитания.

Есть несколько версий о появлении разлома. В Москве и Петербурге популярна версия заговора оргкомитета Зиланткона, который старательно несколько лет ничего не пытался делать в  области ролевой теории. Мудрые москвичи неоднократно указывали оргам Зиланта на это, потом плюнули и отделились. Я в эту версию совсем не верю, поскольку Зилант конвент большой, и на нем прекрасно себя чувствуют и менестрели, и фантастиковеды, и литературный блок, и танцоры, и турнир. В теорию заговора против конкретно ролевого блока я как-то не верю. Встречная версия о том, что у москвичей взыграли понты, они отделились вместе со всей своей ролевой мудростью и не вернутся, пока казанцы не поклонятся им в ножки. Думаю, степень достоверности у нее примерно такая же.

Признаем полное фиаско площадки ролевой теории. На Зилантконе она практически перестала существовать  и не восстановится без трудной миссионерской работы. Мало того, в этом году фактически не работала и площадка презентаций. Два проекта – «Первая эпоха» и «Умереть в Иерусалиме» презентовались протокольно, большим играм по статусу положено. Еще 10-15 игр отметились по привычке. Но даже количество объявлений на стенах показывает, что Зиланткон утратил статус места для презентаций.

Зато Зиланткон полностью оккупирован развлекательным и музыкальным блоком. Концерты шли чуть ли не в четыре потока, а ролевой блок с трудом заполнил одну линейку мероприятий.

У кого дела шли хорошо : у секций токиенистики, словесных игр, фантастиковедения, танцоров, музыкантов, настольщиков. В общем, у всех кроме собственно ролевой теории и практики.

С другой стороны, у Комкона все хорошо именно с ролевой и презентационной частью. А вот с развлекательной частью происходит все бОльший облом. Я ездил на Зилант с детьми и спросил их мнение о происходящим, ибо теперь они могут сравнивать. Результат очень забавный. «Папа! На Комконе отличная компания, но расписание совершенно пустое. На Зиланте есть масса всего, куда можно пойти, но мы никого не знаем, не с кем пообщаться.». Устами младенца, как говорится.

Короче, в этом году менестрели на Зиланте победили ролевиков-теоретиков с разгромным счетом. А на Комконе теперь и песен почти не поют. Полушария головного мозга разделились. На Комконе осталась логика, левое полушарие. На Зиланте – образное мышление – правое полушарие.

Комкону и Красной Стреле, кстати, тоже непросто. У них стабилизировался состав участников, что заметно сказывается на качестве содержания. Обсуждать годами одни и те же вопросы надоедает, поэтому упор сделан на ярких спикеров и интерактивные формы работы. Важно уже не «что сказать», а «как сказать» - добавить огонька в скучные речи. И все-таки эмоциональной накачки на Комконе и Красной стреле остро не хватает.  Как подметила Иллет, «они стали настолько серьезны, что перестали быть интересными».

Мы все-таки извлекаем эмоции через игры. На Комконе и КС этим занимаются эмоциональные «технологи», которые придумывают миллион способов вовлечь игрока в игру, заставить его переживать. А на Зиланте победили люди, которые умеют для этого просто определенным образом складывать слова и музыку, а эффект получается неизмеримо выше.

Мироздание обычно пытается ответить на вопросы, которые ему задают. В этом году на Зилантконе активно работал Сергей Переслегин, чья лекция о схоластике дала мне терминологию для описания процессов, происходящих и в РИ-сообществе. Поэтому я начну с ее конспекта.

Лекция Переслегина «Новая схоластика»

Прочитана в рамках секции фантастиковедения.

Для начала уточнение про Апокалипсис. Ученые и писатели считают что апокалипсис – событие, короткое. Раз, и всему пришел ...конец. Но Апокалипсис это длинный процесс. Трудно понять, когда он начался и когда закончился. Может быть несколько поколений, которые при этом очередном Апокалипсисе прожили.

Зададим себе вопрос - когда померла Римская империя? Развал там начался еще до нашей эры. Гражданские войны – уже начало. Но процветание 2-го века это стабильность, а в 3  веке были регулярные катастрофы. Дата конца Римской империи – вопрос достаточно спорный, поскольку объявлялись его наследники и продолжатели.

Самый интересный апокалипсис – интеллектуальный, когда мышление начинает трансформироваться. Учителя не понимают, чему должны учить учеников, а ученики не могут сказать, что им надо. А если начался кризис мышления, то будет и голод, и война, и много других неприятностей. Мы рассмотрим два таких Апокалипсиса. Один – в период с 12-го века и до 17-го. Второй начался лет 50 назад, и когда кончится не известно.

А при чем здесь собственно фантастика? Да в общем, ни при чем. Что такое фантастика и почему она существует?

В истории создания литературных жанров многое возникло естественно. Люди хотели помнить прошлое – возник эпос. Осмысление прошлого привело к появлению мифов. Отношения мужчин и женщин породили классический роман и лирическую поэзию.

Два направления в литературе возникли поздно и не имеют предшественников.

Детектив – исключительно интересный и искусственный жанр. В Древней Греции не было ни бога, ни богини следствия. Наказания и суда – сколько угодно. А что действительно случилось и кто виноват – вопрос богов не интересующий. Адвокат и обвинитель не спорят по поводу фактов. Вопрос в интерпретации : является ли содеянное преступлением. Римляне довели эту идею до совершенства.  Но  преступление и два кандидата на роль виновного – для античной и средневековой культуры не характерный прием. Есть современные книжки про античный детектив, но самой античности не свойственно. Расследования были (к примеру, инквизиция), но виновных ловят и сразу наказывают. А более глубокого содержания нет. Да и сегодня у детектива никакой корреляции с реальностью. Все менты откровенно пишут – мы работаем не так.

Зачем появился этот жанр? Развлечение? Нет! Детектив – это текст о человеческом разуме. Это простейшая возможность почувствовать, как работает мысль в зоне сопротивления, когда есть две позиции и успех одного – тюрьма или гибель другого. Предельное мышление.

В детективе мышление еще и действенно. Майкрофт Холмс умнее Шерлока, но ему лень заниматься тактикой.  Базовая задача детектива проста – в центр мира, школы и деятельности встало научно-техническое мышление, и массам надо было популярно объяснить, как оно работает. Задача детектива показать как человек думает – из минимальных фактов и мышления получает результат. Базовая глава в книгах Конан-Дойла – «Искусство делать выводы». Холмс говорит Ватсону : Вы видели, но не наблюдали. В начале 21 века есть ренессанс интеллектуального детектива, что радует. Значит, человечеству понадобилось снова думать.

От детектива требуется единственность и парадоксальность решения. Детектив в этом плане похож на шахматы. Запрещены многие вещи : например нельзя использовать близнецов. Есть пример с близнецами, когда один совершил преступление, у второго есть алиби, и оба берут вину на себя. Но это уже не классический детектив, ни один сыщик сделать ничего не может.

Еще один искусственный жанр – фантастика. С ней проще и сложнее. У фантастики много корней. В Илиаде и Одиссее есть масса фантастических элементов, первоисточник которых не ясен. Возможно, что это и не выдумки. Полет на самолете будет фантастикой для наших потомков через 250 лет, если мы разучимся строить самолеты. Есть ехидное замечание – фантастика Илиады не в этом. Либо Гомер идиот, либо он никогда не верил в своих богов. Бог из Илиады может уничтожить всех за 30 секунд. Но боги влияют, а не уничтожают, возникает вопрос, каких целей им нужно добиться. Возможно, конфликт вокруг Трои был нужен богам,  у них  не было желания его решить. Тогда Илиада соответствует логике богов. Илиада и Одиссея сохранили для нас Древнюю Грецию.

На Мальте сохранились следы более развитой культуры, существовавшей раньше, чем античная Греция, но более продвинутой. Статуэтка до-греческой эпохи, найденная там, является более совершенной. Трехуровневая пещера в камне. Никто не понимает, как ее освещали и проветривали. Но эта цивилизация не оставила литературного источника. Поэтому от нее ничего не осталось.

Ни поэмы, ни мифы, ни сказки не являются фантастикой. В фантастике автор знает, что он вводит фантастический элемент и знает для чего. Фантастика – интеллектуально дорогой жанр. Берем реальный мир, вносим в него фантастическое искажение настолько сильное, что все остальное уже не важно.

Фантастический роман это интеллектуальный эксперимент.

Есть в европейской цивилизации 2,5 онтологии. Это Бог, Природа и наполовину Мышление.  Мы говорим о европейской цивилизации. Все эти три структуры изначально имеют источником документ – Библию. На самом деле мы имеем дело с Создателем. Бог – создатель и его свойство Любовь. Бог создал все, но познать его мы не можем. Но Бог создал Природу, в которой есть законы, которые мы как раз в состоянии познать.

Три предельные онтологии удержать очень трудно, но у человека есть инструмент упрощения – редукция.

От Бога в центр ставим человека и получаем гуманистические представления. Человек проще бога. Еще проще – онтология здоровья. Фитнес и медицина редукция онтологии Бога.

В онтологии Природы идем от натурфилософии в сторону науки. Упрощаем и получаем онтологию эйкоса – социальная онтология (марксизм и классовая модель) и экология – мы часть мира.

Идея создания позитивистской науки создана процедурой редукции – упрощаем мир, строим модель. Далее можем эту модель усложнять. В процессе каждого шага усложнения получаем новые знания и технологии. Это научный способ работы с миром.

Фантастика как идея редуктивна. Берем сложный мир, вводим фантастический элемент и работаем с ним. Фантастика является моделированием науки.

Детектив показывает, как люди мыслят. Фантастика показывает, как люди моделируют – это модель науки.

Фэнтези – именно в жанре фэнтези связь с реальностью самая тонкая, поэтому моделирование самое продвинутое. Но 99% литературы фэнтези – мусор.

Фантастика ловит диалектическую картину мира. Но есть проблема.

Диалектика – сложный способ мышления, не все ею владеют, штучный товар. Диалектики вряд ли будут писать фантастику. Ефремов? Он палеонтолог, это не диалектичная картина мира. Биология значима, диалектика – менее. Пример – даты в Туманности Андромеды расплываются на 1,5-2 тысячи лет. Как рассуждает палеонтолог Еськов о появлении кита? За 20 млн лет появился хвост, а дальше все само пошло. Есть Урсула ле Гуин, Гаррисон (военная диалектика, по СунЦзы). Все немного упрощено.

Диалектика быстро доводит мыслителя до марксизма.

Жюль Верн фактически создатель фантастики и понятно, что он делал. Потом фантастика изменилась. 19 век – мир меняется. Из деревни люди перешли в город, им там некомфортно. Собственно, фантастика им объясняла новый для них мир и Храм, который они строят. Жюль Верн показал массам, что они делают прогресс и меняют мир.

Вот более современный пример. Конец 20 века, авиакомпания Боинг заказала детали фирме на стороне. И всякий раз было плохо по качеству и срокам. Пытались ругаться и назначать штрафы. Потом взяли весь состав фирмы и показали заводы с самолетами. До аутсорсеров дошло, что они делают самолеты, и качество их работы резко выросло.

У нас в стране аналогом Жюля Верна является Беляев, который писал фантастику для наших русских крестьян, пришедших в город в начале 20 века.

А дальше фантастика стала меняться и превратилась в инструмент науки и мысленный эксперимент. Фантастика ставит мысленные эксперименты литературным способом. С этим начали работать. Фантастика 60-х годов поставила их массово, и сейчас мы многим пользуемся. Это последствия 30-х 40-х годов, когда социальные эксперименты ставились сразу на людях. В 60-х стали на тексте экспериментировать. Эксперименты на тексте отлично поставлены и отрефлексированы в литературе.

Сегодня есть проблема : с толерантностью никто не ставил эксперимент – было скучно. Начали сразу экспериментировать на людях, возникла куча негатива.

Гуманитарные науки отстают от естественных, потому что эксперименты дорого ставить. СССР был очень хорошей экспериментальной площадкой, откуда другие страны взяли много чего нового.

Фантастика 60-х - отличное моделирование науки. Проблемы : в 70-е годы наука столкнулась с кризисом, не разрешенным до сегодняшнего дня. И это пришло на фантастику тоже. Ощущение 60-х – литература делится на фантастику и все остальное. Но сейчас видно, что это специфический жанр. Фантастика дальше не пыталась вылезти из научного мышления, то есть не видит множество других аспектов. А значит, масса ее прогнозов по другим культурам заведомо неверна. Не те способы мышления.  Куда она должна измениться?

Форматы мышления – способы, посредством которого базовые процессы общества отображаются в мыслительных практиках. Как доказывать истинность, кто я, каков мир и т.д.

Античный и до-античный мир не знали права на образование. Все всех как-то учили. В античном мире  знание – удел немногих. Остальные должны обучаться действием. Рим уже был обществом знания, где знание есть капитал. Покупаем раба, обучаем и продаем дороже. Если раб начинал мыслить, то он переставал быть рабом.

Христианский мир сказал, что на мышление имеет право каждый, познаваемость мира транслируема. Возникло новое общество. Если весь народ имеет право на мышление – что с этим делать? Если все мыслят, кто будет подметать улицы?

Возникает интеллектуальное расслоение

·         интеллектуальная элита – мыслят без ограничений

·         низ – не претендуют на участие в управлении

·         средний слой. Образованные и умные, но не претендующие на высшее знание. У них есть локальное знание, которым они пользуются.

Средний слой является следствием образовательной системы – социального лифта. Средние – наиболее активные. Верхний слой интересуется следующим этапом, а  средний – сегодняшним днем.

К Средневековью сложилась цивилизация Книги :

·         умение читать сложные тексты или воспринимать их на слух

·         умение делать выводы. Вывод принципиально важный момент. На основании предпосылок получаем результат. И если посылки и способ совпадают, то и результат совпадет.

Цивилизация книги создает средний класс. Он понижает скорость развития, поскольку есть понты, что весь мир существует для него. Он уже в состоянии мыслить, но не готов отвечать за результаты своего мышления. Возникает кризис  переусложненности.

В образовательный минимум входят Христос, Писание, Решения соборов, энциклики Пап, теологические тексты и т.д. Вы должны в них разбираться, чтобы быть образованным человеком. Это сложно технически. Любой формат мышления в процессе усложнения любит становиться герметичным – ищет развития в себе самом, а не во внешнем мире. И в сфере образования возникает «Семь металлов создал свет по числу 7 планет», что ничем не обосновано в Писании. Но это кто-то записывает, на это ссылаются и начинается сложность развития. Теперь этот тезис надо опровергать, а для этого отбросить массу источников основанных на этом тезисе.

Элите подобные тезисы пофиг, они на это смотрят как на суеверия нижних слоев. Нижний слой этим не интересуется. У среднего слоя возникает проблема семи планет и кризис формата мышления.

Разрушается господствующая трансцеденция – не понимаем, во что верим. Нижним и верхним пофиг, а средним плохо – они не могут найти Христа в этой куче текстов. Когда Лютер начал задавать себе  вопросы, он перестал понимать, во что верит.

После трансцеденции разрушается онтология : не понимаю, зачем отсылать деньги в центр если они их все равно распилят. Кризис ценностей. Папа в средние века разворует деньги? Европеец того времени не подумал бы так. Начинается кризис образа жизни. Картина мира перестает быть стройной и согласованной, разрыв мышления и реальной практики, уверенность в политической и экономической ангажированности мышления.

Мы живем ровно в этом типе кризиса. В 60-е и 70-е это было не так.

Как мы можем расчистить формат мышления? От схоластики до науки прошло 500 лет с 13 по 18 век, переход от онтологии Бога к онтологии Природы. Интеллектуальная элита в гробу видала кризис. Они хотят усложнить формат. От откровения переходим к изучению вещного мира – тогда мы будем знать значительно больше.

Начал это блаженный Августин.

Средний класс стонет : хотим простой мир и простые практики, которые оправдывают наши действия. Мы ощущаем что делаем нужное, но оказывается не мы главные.

Натурфилософия умирает и сменяется наукой. Натурфилософия онтологична и теологична – в центре мира Господь. Мы можем познавать потому, что созданы по образу и подобию Создателя.

Ученый выкидывает теософию и онтологию. Каждая наука начала создавать для себя отдельную картину мира. Это критика науки как очень интересный процесс.

Вот представители интеллектуальной элиты. Августин – человек из начала темных веков – Основатель. Еще один Основатель – Роджер Бэкон. Математика как наука наиболее достоверна.  Но наукой не является, с ее помощью можно все проверять.

Иоанн Дунс Скотт (1265-1308) , францисканец, дал начало научному мышления. Теолог-материалист. Все познается только эмпирически. Наше познание зависит от предмета, но совершенство познания достигается концентрацией ума и воли. Это предмет + ум. Что такое материя или другая обобщающая категория? Что такое «красный»? Все эти различия существуют, их объективно различил господь, но мы в состоянии это познать.

Теология не является наукой, ее предмет изучения не природа, а воля божья. Добро и зло даны богом, а мир мы можем познать.  У бога есть не только разум, но и воля. Материя – предел творения. Человек наиболее материален из всего. Душа материальна, ангелы тоже, но Господь нет. Окончательная цель – в любви к Богу.

Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) . Есть ощущение, что это реинкарнация Скотта? Доведение идей Скотта до конца. Познание добра и зла запрещено, а сотворенное надо познавать умом. Предложил свой метод познания и пожелал выйти за рамки, заданные миром Аристотеля.

Научное мышление

·         мир существует, реален, познаваем, измерим

·         прагматичная практика эксперимента, измерения, наблюдения

·         этические нормы задаются человеком либо как системой человечества (в самих себе)

Научных онтологий много. К примеру,

·         Натурфилософия – бог

·         Классическая естественнонаучная – атеизм, материализм. Существенно, что смысл мира есть и без структуры осмысливающей ее существование, но удерживать его очень сложно. Мир имеет смысл сам по себе, после смерти ничего нет, но тем не менее человек должен жить достойно. Атеизм требует интеллекта. Сегодня у нас кризис естественных наук – мало осталось атеистов. Эта онтология не имеет оправдания своего движения. Ответ на вопрос  «зачем двигаться» – потому что это интересно и ничего более. За познание все что угодно - это неэтично с точки зрения христианина. Современная естественная наука не удержала атеизм и перешла к агностицизму и гностицизму. «Бог движению тел не препятствует» нулевой закон Ньютона

·         Агностик рисует картину мира там, где он разбирается. Все что вне его  не волнует. Агностик знает границу своей области. Интеллектуально – ответ честный, а философски – нет. Алиса в зазеркалье – классический агностик.

·         Гуманитарная наука ( пантеизм, язычества и суеверия.)

·         Юридическая – прагматизм

·         Медицина – гуманизм

·         Локальные дисциплины – онтология отсуттсвует

·         Физика и математика настаивают на герметичности своей онтологии. Физика является преданием сегодня. Много структурированной информации, которая ссылается сама на себя. Это не упрек физикам, физика создала сегодняшний мир. И в ней онтологию можно четко и жестко выделить. Химия – готова слиться с физикой.

·         Биология – тоже скоро можно будет выделить онтологию.

Проблемы множества онтологий в кризисе цивилизации Книги. И надо искать фантастические решения. Этот кризис предсказан Брэдбери в  «451 по фаренгейту» и Лемом в «Возвращение со звезд».

Проблема этого кризиса сегодня проявляется с 1 класса. Школьники потеряли способность делать выводы. Возникла неприятная ситуация. В школе прошлого работало предположение, что ребенка можно научить читать и делать выводы. Но сегодня связь между зрительным и аудиальным центром не появляется. Причина – в новом канале восприятия.

50 лет назад появился телевизор. Сегодня у нас есть интерактивное изображение и Интернет. Появились другие картины связи в мозгу. Ребенок не хочет учиться писать, потому что есть клавиатура. Но ручка и перо настраивают мозг одним путем, а компьютерная мышка - другим.

Кризис образования – проблема, а реформы образования – попытки ему сопротивляться.

Два способа решения от взрослых придуманы на уровне рефлексов, не осознанно :

·         ЕГЭ в России и Европе. Пусть хоть галочки ставят, если писать не могут.

·         США – сегрегация образования. Учить надо тех, кто к этому способен.

Вообще-то, если посмотреть на прошлое, подобный кризис не первый. Вот дописьменная культура все свои знания хранила в памяти. И теперь представьте, в каком шоке были учителя такой культуры, когда появилась письменность. «Ах, вы убиваете культуру, теперь молодежь отказывается заучивать наизусть наше прошлое!!!» Но сегодня у нас похожая ситуация. Письменность заменяется визуальной информацией. Есть крики «Ах! Видео уничтожает письменную культуру». Давайте проследим эволюцию символьных языков :

·         Речь

·         Алфавит

·         Иероглифика

·         Математика Музыка Логика

·         Схема

Нужен новый управляющий слой – операции над видео символами. Но для нас пока это всего лишь рисунки. Надо придумать синтаксис и алгебру для визуализации. Мы не видим во сне картинку, но мы видим символы. Человеческой цивилизации надо породить Аристотеля, который сумеет сделать с видео то, что первый Аристотель сделал с текстом.

И это шаг к новому пути развития.

Кризис грамматики

Для тех, кто продрался через хитросплетения Переслегинской мысли, вернемся в наше сообщество. Я на этой лекции осознал, что Переслегин и Бочарова очень похожи. Это истинные проповедники. Из множества странных и противоречивых смыслов они выстраивают удивительной красоты теорию.  Спорить с каждым посылом бесполезно, сначала надо выслушать все, иначе мысль не пробудится. В терминологии Переслегина Лора является натурфилософом – проводником онтологии Бога.

Увы, был не слишком удачный эксперимент присутствия Лоры на Красной стреле. Наша московская тусовка не готова слышать проповедников. Приглашение Сергея Переслегина на Комкон – очень заманчивая идея, но рискованная. Слишком уж прагматично наше сообщество в этом регионе. И это, безусловно, жаль. Зилант, как эмоциональная сущность, гораздо восприимчивее к странному.

Переслегинский текст дает мне, ролевому графоману, право на редукцию как способ научного познания. Зиланткон в своем развитии отказался от познаваемости мира и вернулся к онтологии Бога и чувственному познанию. Комкон же выбрал научное мировоззрение и принял постулат о познаваемости игр – нашей способности поверить алгеброй Гармонию. Но при этом он утратил целостность картины мира и встал на позиции агностицизма. И если у Зиланта с целеполаганием все хорошо (божественная гармония), то у Комкона больше нет высокого, миссионерского понимания, зачем же мы занимаемся этими ролевыми играми. А отсюда уже совсем недалеко до прагматических целей – практического применения РИ в образовании и бизнесе, коммерциализации и социализации. Игры перестают быть самоценными и пытаются встроиться в более сильную онтологию среднего слоя нашего глобального общества – решать проблемы сегодняшнего дня.

Зилант в этом плане выглядит сильнее на длинной дистанции. У него нет культурного барьера, о котором говорили на Красной стреле, поскольку идет апелляция к чувствам и ощущению божественной воли, Добра и Зла.

Здесь очень интересно было наблюдать доклад Нуси, когда железная логика научного подхода упирается в немой вопрос аудитории «а где же здесь игра». Я считаю, что аудитория и докладчик говорили на разных языках. Желающие могут сами убедиться или опровергнуть мое мнение, посмотрев видео.

По Комкону я достаточно потоптался, теперь оттопчусь по Зиланту.

В этом году не нашлось подвижника, который поговорил бы с мастерами «научного» подхода об игротехнике. Были немногие семинары, на которых такие люди встречались и не могли наговориться. Их изгоняли из аудиторий, когда кончалось отведенное время, но не могли разогнать. Это

·         Городские игры

·         Экономика

·         Религия на РИ

Мораль – тема игротехники и практики РИ крайне востребована и на Зиланте. Особенно показателен был семинар по экономике. Его автор начал было с азов, но социальный заказ был совсем на другое – на рефлексию сложных экономических моделей прошедших недавно игр.

На Зиланте категорически необходим поток по игротехнике с квалифицированными мастерами-модераторами для организации обмена опытом между практикующими специалистами. В этом году Зилант позорно прососал тему. На следующий год за это возьмется Мария Нозик, которая сделала за последние годы отличную секцию словесных игр. Если прямо сейчас произвести посев, к будущему сезону можно вырастить новое поколение практикующих игротехников и мастеров. Надо помогать.

Истории о людях с песьими головами или ролевые игры в России

Я довольно много поездил по европам и написал несколько текстов – как играют в разных странах. И тут оказалось, что мы значительно меньше знаем про Россию, чем про заграницу. Так появилась идея поговорить о текущем состоянии игр у нас. О каких-то регионах до нас дошли слухи, кто-то не готов общаться с сообществом в нынешнем виде. Мы знаем о них в пересказе пересказа друзей. Вроде и век 21 на дворе, а познание как при Марко Поло. Поэтому не поручусь за достоверность сведений, пришедших к нам с краев Ойкумены.

Йошкар-ола, республика Марий Эл.

Ролевых клубов нет, есть группы товарищей, которые выбираются на игры вместе. Сообщества как такового нет. Клуб есть у реконструкторов, его хорошо поддерживает администрация.  Есть фестиваль под Космодамианском.

Озерск

Закрытый город между Челябинском и Екатеринбургом. В 2000-м году его обитатели поехали на ХИ, после организовали два клуба – для мальчиков и для девочек. Клубы находились в конфликте, но потом объединились естественным путем. МГ Лабиринт Феникса каждые выходные летом проводит игру на 10-30 человек в лесу. Фехтовальный клуб Дмитрия Адитеевареконструктора. Самая большая игра в 2008 году  - историчка с элементами мистики. Связи с Москвой, Екатеринбургом и Челябинском, есть сообщество ВКонтакте.

Магнитогорск

Город альтернативного ри-движения. На контакт не идут, играют сами.

Уфа

Клубов 10+, есть старые с 1989 года : школа космонавтики и индейцы. Есть реконструкторы по Средневековью и Второй мировой войне. Есть направление свадеб и корпоративов. Много танцоров, но к РИ они не относятся. Орк-клуб – бюрократическая контора. Разделяют теорию – что не будет РИ без площадки неформального общения, поэтому предпринимают усилия для объединения.

Самара

С РИ здесь не здорово. Раньше был конвент на 450 человек. Началось все в 1993 с Хоббитских игр в регионе. Есть 3-4 активных ролевых клуба. Сначала было два – Фэйри и Цитадель. Фэйри превратились в реконструкторов, Цитадель размножилась на Легенду и много других. Была идея игровой дуэли на пожизневых разборках между ролевиками. Клубов около 10, но не все афишируют свою деятельность, делают игры на 20-30 человек, для своих. Трудно собраться и выехать наружу, негатив, спад интереса. Прошли похороны Самкона. Была игра на 200 человек в 2010, но в 2012 спад до 47 при 170 заявках. Есть зарегистрированный клуб РИ, имеют плюшки и обязательства. Центр социализации молодежи крыша статус очень мало денег. В Тольятти есть клуб Аргонд – альтернативная РИ тусовка, дают участникам в аренду мягкое оружие и прикиды.

Киров (Вятка)

Начало в 1997-98 годы,  бум в начале 2000. Игра по Глену Куку собрала 180 человек. До 2008 собирали стабильно 150-200 человек на три крупных игры в сезон (Кировская  майка, лето, сентябрь). Много клубов в общении друг с другом. Сегодня у ролевиков спад. Есть две возрастных группы – 30 и 16. На игры собирается 50-100 человек. Есть региональные ХИ с требованием к отыгрышу и дресс-коду. Реконструкторы появились с 2005 года, ездят на  Выборг, Куликово поле и реконструкции 1812 года, с ролевиками дружат. Последние 2 года все танцуют – около 100 человек. Нашли помещение, разделяют его с анимешниками, но не очень дружат, так как анимешников трудно затащить в игры. Отношения с администрацией хорошие.

Красногорск (Подмосковье).

Чем ближе к Москве, тем труднее держать свой клуб, потому что есть точка притяжения. С администрацией обращали внимание, но сотрудничество заглохло.

Калининград

Там вовсю альтернативное ри-движение, надо вовлекать их в сообщество. Игры на 50-70 человек, есть форты, в которых можно играть. Но они мало общаются с внешними ролевиками. 

Красноярск

Родина ролевых игр (ХИ 1990), игры там с тех пор не прекращались. Хотели сделать инсценировку, неожиданно для себя получили игру, потому что темному блоку не хотелось театрально ложиться. Очень индивидуальная тусовка. Команды собираются на один раз. Есть место сбора. Играют на выигрыш (если нельзя честно выиграть надо выиграть как нибудь). Есть влияние российской Европы – отыгрыш. Но хэппенинг в Красноярске невозможен. Появились клубы Талисман, центр исторического моделирования, клубы фехтования и танцев. Не все из них ролевые.  Ролевики и танцоры дружат, с реконструкторами живут врозь. Открытие и закрытие сезона собирают до 200 человек, РИ-фестиваль собирает до 400 человек.Отношений с администрацией нет никаких, есть директор Кировского молодежного центра и его здание, которое хорошо всех сплачивает. С альтернативщиками борются их поглощением. Приглашали мастеров из Новосибирска для проведения игры (коробка на 100 человек), взаимодействуют с другими регионами.

Иркутск.

Плохо в Иркутске – свернулись.

Новосибирск

Хорошо в Новосибирске – 800 человек собираются на Макарены. 10-12 проектов в год. Проводят разные конвенты, дружба с реконструкторами. Ролевой кабак Алебарда.

Омск

Неплохо в Омске. Возможно будет РИ-кабак, но нет уверенности в его окупаемости.

Томск

Все время есть движуха, но есть и текучка кадров. В основном выезжают, есть свои городские игры и Лангедоки. Хорошо с реконстркторами. Омск и Томск хорошо дружат с администрацией. Уход Сибкона плохо сказался на Томске.

Другие города Сибири

·         Братск потеряли. Был ролевым городом, теперь нет.

·         Барнаул – хорошо.

·         Новокузнецк – неплохо.

·         Кемерово – загнулось.

·         Тюмень – плохо.

·         Тобольск – есть игры.

Об чем разговор!

Мне осталось пробежаться по содержательной части Зиланткона. Она все-таки была. Но мой злейший друг-конкурент Александр Берелехис окучил всех авторов, чтобы они сделали для него статьи. Поэтому материалы Зиланткона 2012 читайте в следующем Орк-клубе. Увы, поле захвачено как в ролевой игре. «Мое королевство» теперь вынуждено искать другую поляну.

·         Городские игры: обзор формата (Мария Полтавцева, Тверь). Довольно много народа набралось, обсуждали специфику городских игр и их игротехнику.

·         Отыгрыш религии на ролевых играх от Лаврентия Иванова (Фарраш, Йошкар-Ола). Довольно серьезное обострение вопроса в связи с Pussy Riot, очень хотелось в бой, но я сдержался. Обсуждались темы «как не оскорбить чувства верующих и не наступить в кощунство», для чего можно применять религию на играх, как отыгрывать религиозные тонкости, как сделать религию интересной для игры. Эта тема вообще бесконечная, которая порождает огромное количество розни и конфликтов между цивилизованными людьми. Поэтому игнорировать ее не стоит.

·         Семинар Нуси про то, как делать большие игры. Это монументальный труд, который проще посмотреть на видео.

·         Презентация проекта нового учебника по ролевым играм (Павел Амельченко, Уфа).

·         Ролевые игры и новое образование. Очень прикольный формат. Придумывали какую-то игровую идею и на следующий день тащили ее обкатывать в детский дом.

·         Экономика на РИ от Александра Виноградова (Москва) – семинар-манифест, который требует вернуть на Зилант РИ-теорию. Народ хочет говорить об этом.

·          Игры с «не-ролевиками» от Бориса Фетисова – практический опыт казанцев.

·         Офисные игры от Наталии Шибановой (Халдейка), Украина. Встраивание квент в корпоративы и офисные события, организация конференций с развлекательным блоком. Околоигровая продукция для коммерческих заказов.

Все не охватил. Мне, откровенно говоря, надоело 20 лет обсуждать вечные темы. Но они не устареют никогда! Пусть более молодые сограждане собирают аудиторию и формируют новые школы.

Я услышал слова великого Ланса о том, что мероприятие должно либо генерировать новое знание прямо в себе, либо представлять из себя шоу. Попробовал себя в роли шоу-мена. Провел «пятиминутку ненависти», где каждый участник мог высказаться, за что он ненавидит ролевые игры.

На наших «умных» конвентах есть много интерактивных событий, где участники делают всякие творческие задачи. На Зиланте я поучаствовал в аналогичном проекте «Царь Максимилиан» - спектакле, который собирается из участников конвента прямо на коленке. Тоже адреналин.

Бой быков – устроили интеллектуальную схватку-шоу со своими детьми. Берелехисы, Стегалины, Рожковы и Каревы уже ездят на Зилант двумя поколениями. Пока победили родители с перевесом в один голос.

Про будущее (все-таки опять футурология)

Мы такие разные, и все-таки мы вместе. На Комконе 2013 площадку футурологии будет вести теперь Илья Степин (Уфтханг) из Тулы. Я же попытаюсь запустить новую площадку – «Встреча выпускников». Есть тема – поговорить о наших достижениях ВНЕ сообщества и понять, а нужно ли на практике в жизни то, чем мы сейчас занимаемся. Сами игры – способ организации досуга. Есть модное слово «игрофикация» - ей сейчас вовсю занимаются многие зарубежные исследователи. Во многих сферах востребованы навыки ролевиков. Будем звать тех, кто достиг уже определенных успехов, на разговор и обмен опытом. Даже список направлений наших выходов в мир выглядит достаточно внушительно.

·         Детские лагеря (для ролевиков и не-ролевиков).

·         Образование (ВУЗы и после вузов) и оценка кадров

·         Подготовка наблюдателей на выборах

·         Бизнес-тренинги

Есть еще одно направление, которое медленно набирает силу внутри ролевого сообщества. В этом году прошли целых три игры по книге Мариэтты Петросян «Дом, в котором...» про жизнь детей в приюте для инвалидов. Но в это необязательно играть, реальная жизнь готова предоставить нам массу подобных впечатлений. У нас есть люди, которые уже занимаются работой с детскими домами. В Москве этим занимаются Золотые леса (контакт Владимир Молодых Нуси), на Зиланте направление курирует Ольга Лазарева. У меня здесь какие-то скучные слова получаются про реально хорошее дело. Давайте все-таки говорить про благотворительность.


  следующие 20 следующие 20 

Рекомендации

НравитсяНе нравится
Иван

Комментарии (2)

 
порядок:

Последние темы: Зиланткон 2012 | Все темы


комментарий   Зиланткон 2012 дать свой комментарий
  ivan95, 09.11.12 05:41, в ответ на: rojkov,
текст Зиланткон 2012
  Постараюсь вписаться в график...

комментарий   Зиланткон 2012 дать свой комментарий
  аноним, 12.11.12 19:06, в ответ на: rojkov,
текст Зиланткон 2012
  Забавно читать причитания о "разломах" и "расколах" от того, кто эти разломы и расколы Сам и подстёгивал. Именно на этом портале, именно от вас - Д. Слава, я и услышала слова: "ролевой мейнстрим", "другое ролевое движение", "альтернативные РИ" и пр. Другие порталы не стремились всячески делить РД
  следующие 20 следующие 20 
Лица игр

Иван Скуридин
(Саратов)
Ближайшие события
все регионы

Заявиться через: allrpg | rpgdb



Ролевые ресурсы
Другие игры и ресурсы
Настольная игра Берсерк

Клуб любителей Munchkin

Улун - знаменитый китайский чай

Конные прогулки в Подмосковье


Центр Паладин


дизайн портала - Срочно Маркетинг

TopList
  первая     наверх
info@rpg.ru