29.03.24   карта сайта   настройки   войти
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
   
поиск
Последний номер
N 46 ноябрь 2014
Cодержание полностью -
на странице номера

текст   Наш ответ Чемберлену (в 4 ЧАСТЯХ) вид для печати
Katherine Kinn | 07.01.2020
  рубрика N 4, март 1998
автор   
Рекомендации: +:0     :0

Мы начали писать эти статьи независимо друг от друга, но потом решили объединиться- так нас задела за живое (вернее, за давным–давно сдохшее) история борьбы Лоры Бочаровой неизвестно с кем. Если с нами (мастерами ХИ–97) - то...
нет страшнее бабской драки

Часть первая.
Andante furioso.
Вавилонское столпотворение

или Отповедь обиженного мастера, соединенная с призывом к пониманию и терпимости

...Где вас искать,
когда раздастся рог,
Создатели чужих
воспоминаний?
Речной песок
и пыль больших дорог
Покрыли строки
жизнеописаний..
.
Л.Бочарова

Думать надо
головой!

любимое присловье мастера по эльфам

И ногда мне снится кошмар. Ничего особенного, просто я перестаю понимать людей, которые обращаются ко мне на вроде бы знакомом мне языке. Мне говорят что–то важное, я отчаянно пытаюсь понять — и не могу, все слова бессмысленны, хотя и знакомы. Я хватаюсь за английский текст — я же переводчик, это моя работа, мой хлеб, я должна перевести этот текст на русский, и тогда все станет понятно. Но перевод не выходит — вместо законченных фраз выстраиваются вроде бы правильные цепочки слов, смысл которых (в отличие от исходного текста) мне непонятен. И когда я в ужасе осознаю, что это происходит не только со мной, и что теперь никто и никогда не сможет понять другого, я обычно просыпаюсь. И слава богу, потому что кошмара страшнее я не знаю и не могу себе представить.
И вдруг кошмар случился наяву. Я читала воспоминания о ХИ–97 Лоры Бочаровой, снятые из сети, и все глубже погружалась в него. Когда же я дочитала до конца этот текст, я поняла, что, видимо, давным–давно разучилась говорить по–русски — то есть облекать смысл словами должным образом, чтобы собеседник понял, что и о чем я говорю. Вавилонское столпотворение свершилось. По крайней мере — для меня.
Дело в том, что почти ничего из приписанного мне в этой статье я не говорила. Может, я так невнятно объясняла, что меня нельзя было понять? Но 80% игроков, которым я давала вводные или объясняла темные моменты, меня понимали. Спасительная, хотя и нелестная для моего самолюбия мысль — может, Лора просто так меня воспринимает? Может, она ждала от меня именно тех слов, которые воспроизвела здесь? Наверное. Мне хорошо известно, что такое инерция восприятия, невнимательность и забывчивость — сама страдаю. И все же есть одно НО.
Здесь я должна сделать небольшое отступление. Мне очень нравится Лора. У нее нестандартный взгляд на мир, она талантлива. Мне интересно ее слушать и беседовать с ней. Я очень хотела, чтобы на нашей игре Галадриэль сыграла именно она, потому что мы стремились именно к красоте и нестандартности. Я постаралась убедить остальных мастеров сделать все, что было нужно отряду Галадриэли — расположить их на полигоне так, чтобы само место помогало воплощать идеи этой команды и не делало ее легкой добычей вражеской армии (и потом Лора нас за такое расположение лагеря благодарила), сделать эту зачарованную тропу, а идеи боевой раскраски эльфов и песенных поединков в Незримом Мире вообще изобретение Лоры (ХИ–95, на том же, кстати, полигоне). И смею вас заверить — после ХИ–97 я не стала относиться к Лоре хуже. Потому что роль, которую мы ей предложили, необыкновенно трудна, и я не знаю еще человека, который бы с ней справился.
И поэтому мне до слез обидно, что мы не поняли друг друга. Я понимаю, что как мастер неудачной игры и как человек, имеющий не самую лучшую репутацию, как человек нетворческий (стихов не пишу, песен не пою), нахожусь в заведомо другой весовой категории — "ай Моська, знать она сильна" и так далее. Но и молчать я тоже не могу. Потому что если я разучилась вдруг сопрягать смысл и речь, то это моя смерть. Слово, речь, текст — единственное, что дает мне смысл существования и средства для него. И если мой кошмар действительно происходит наяву...
Да, во мне говорит обида. Я обиделась за себя — потому что мастер, которому показалось невежливым пение во время разговора владык, который зарубил сделанные Келеборном артефакты, который сидел в Раздоле и носу не казал во владения Галадриэли, который долго рассказывал о Правде Короля, моменте выбора и разнообразном героизме — это я собственной персоной. И мне интересно, почему Лора не называет имен? Или имена не называются милосердия ради? Странное милосердие, если вдуматься. Все равно все все знают.
Я обиделась за всю мастерскую группу. "История моей борьбы" — борьбы с кем? С мастерами? Но зачем? Какой в этом смысл? Неужели мы были такими дубоголовыми, что слов не поняли бы? Что это за национал–социализм?
"История ХИ–97 написана (оглашена мастерами на Зилантконе). Хочу ли я сказать, что мастера — победители? Да. Независимо от того, что говорят об игре. Ведь "победитель" — это позиция Правоты. Так же, как "побежденный" — это позиция признания Вины. Итак, я хочу написать историю так, как пишут ее победители" - написала Лора. Но победители бывают в войнах. В соревнованиях. Кто с кем воюет на играх? Кто с кем соревнуется? Уж никак не игроки с мастерами. Это бессмысленно — такое соревнование и такая борьба, потому что порядочные демиурги не сражаются с теми, для кого они создавали мир. Мастера — вне игры. Кого победила Лора? Я не понимаю. Я как–то не заметила никакой борьбы.
Еще сильнее я обиделась за владыку Намо, то есть за мастера Страны Мертвых. Потому что ничего из приписанного ей Наталия Некрасова не говорила. Потому что духи погибших, приходившие к Галадриэли и Келеборну, находились в том мире, в который они играли, а не на берегу речки Юшут, где в обнесенном веревочкой лагере сидит замученная бессонницей Иллет и мановением пальца посылает их куда ее правой пятке угодно.
Возможно, моя статья будет местами зла и обидна. Возможно, кто–то решит, что я не права и что я не имею права обижаться на кого бы то ни было. Но я сама не раз после игры жестко и язвительно анализировала все промахи и просчеты мастеров, и знаю, что это такое. Критика может быть жесткой, но она не должна быть жестокой. Нормальный человек не обижается на прямоту, а я всегда считала, что честное и откровенное объяснение — лучшая стратегия. С ошибочным анализом можно спорить, но вместо анализа игры вышла проповедь, а спорить с проповедью я не умею. Точнее, даже не проповедь, а блистательное эссе, поток восприятия, "вереница прочно упакованных силлогизмов, которые оценили бы по достоинству такие знатоки, как Секст Эмпирик, Марциан Капелла, а то, чего доброго, и сам Аристотель". С таким текстом спорить еще труднее, потому что это не полемическая статья, а литературное произведение — как и все тексты, выходящие из–под пера Лоры. Я так не умею и завидую тому, кто умеет, но в то же время сердце мне точит червь сомнения — честно ли ради броского эпитета задевать честь и гордость тех, кто не может ответить тебе? Как всякая песчаная скрижаль, этот текст бисером просыпается сквозь пальцы, отъединяя смысл от слова и слово от события. Как воссоединить их? Не знаю.
А теперь вернемся к тому самому НО.
К сожалению, у меня создалось впечатление, что Лора (и еще некоторые игроки) не только не стремились к взаимопониманию с партнерами по игре, не только не потрудились прочесть библиотеки, не только забыли о вводной на вторую минуту игры, но и правил не прочли. Иначе Лора не написала бы о магии, как о "свальном грехе, где в одну кучу брошены кони, люди, звери, женщины, доспехи и файрболы." Хотя бы потому, что боевая магия у нас отсутствовала в принципе, равно как и пресловутые файрболы. Из беседы после игры я вынесла стойкое впечатление, что Лора НИЧЕГО НЕ ЗНАЛА о возможностях и способностях своего персонажа, не знала, какая цель и какая сверхзадача у ее персонажа. То есть — не прочла крупно и четко распечатанную личную вводную, которую я ей вручила перед игрой (а потом не поленилась и дважды пересказала устно). К сожалению, файл с этой вводной не сохранился, но всякий терпеливый читатель может прочесть в приложении к этой статье ответ на заявку Лоры, общую вводную эльфийского блока и извлечение из магических правил.
Мне кажется, что после прочтения этих текстов нельзя сказать, что мы видели образ Галадриэли таким, каким его описывает Лора:
"Рядом с ней всегда угадывается муж — олигофрен в доспехах из меллорна, в ее руках — провода электрического стула и кольцо с лазерным прицелом. Она хочет Мир, и по возможности весь. Ее алчный рот ярко размалеван, а по опухшему с похмелья лицу течет тушь. Своими огромными десантными ботинками она топчет горлумов... Возможно, по замыслу мастера, я должна была носится над развалинами бастионов и стрелять кольцом."
Хороший прием — доведение до абсурда, но я предпочитаю логику и меру. И вот после такого эмоционального вступления я хочу подробно прокомментировать воспоминания Лоры.
1.
Быть сразу в двух местах невозможно, но я человек законопослушный. Сказано — нет Галадриэли в Лориэне — странствует. Если она непременно должна оказаться в Лориэне, заявляйте это как театралку — то есть как фикцию. Принцип "вообще–то необязательно, но обязательно" — представляется мне порочным.
Да, приход Галадриэли в Лориэн рассматривался нами как один из вариантов развития событий. При обсуждении Лора его не отвергла. Команда Лориэна готова была сыграть этот вариант. И потом — прийти в Лориэн не значит поселиться там. Игровая политика — вещь многообразная.
2. Выбор места, или почему мастер пребывал в Раздоле.
Полигон был, согласитесь, маловат для такого количества лагерей. Кроме того, мы постарались хотя бы отчасти соблюсти географию и геополитику. В интересах развития сюжета было поставить, скажем, Раздол в месте, имеющем хоть какую–то стратегическую ценность — все–таки военный форпост, чтобы он прикрывал другие поселения. Лориэн поставили на излучине — из тех же соображений. А небоеспособный отряд Галадриэли, исходя из тех же соображений, следовало поставить так, чтобы они не оказались на перекрестке и чтобы оправдано было существование зачарованной тропы. Приехавшая в последний день перед игрой команда по инициативе Брайана (Келеборна) чуть не разбила лагерь на той поляне, с которой утром перебазировались "осколки Остранны" — место было приятное, но на проходе. Кстати говоря, после игры Лора благодарила мастеров за выбор места — оказалось в меру удаленно и в меру безопасно.
Опять же — если из–за неудачного расположения лагеря летят: а) экономическая раскладка, б) политическая ситуация в регионе, в) вводные разного рода — что делает мастер? Правильно, он предлагает переместить лагерь в другое место. Не — "попросили убраться", а я минут сорок подробно объясняла, почему желательно поставить лагерь на том берегу, а не на этом. Откажись команда переезжать, катастрофы, конечно, не произошло бы, но вот количество гостей, элементарно не нашедших другой дороги, кроме той, что проходит через лагерь, подсчету бы не поддавалось.
Раздол же стоял так, что из него удобно было добираться до всех эльфийских команд и многих людских. Кроме того, именно в Раздоле было сосредоточено большое количество эльфов с чародейскими способностями выше средних, а в мои обязанности входило именно обеспечивать нормальную работу магии на игре. На месте я, в общем, не особенно–то сидела, приходилось посещать многие лагеря или отслеживать сложные квэсты. Я просто не имела времени и возможности бегать в лагерь отряда Галадриэли. Тем более, что никакой особенной магии, требующей решения мастера по магии, там не случалось. А в Раздоле и том же Эрэгионе делались весьма нетривиальные вещи, и приходилось постоянно принимать не самые легкие решения. Опять же — вокруг Раздола велась активная политика, именно эту крепость дважды штурмовал Саурон, причем оба раза с применением магии. Так что — я сидела там, где до меня было легко добраться, потому что где Раздол — знали все, а вот где живет Галадриэль...
3. Беседа "в лучшем стиле эльфийского безвременья".
Вообще–то это была раздача листков с личными вводными и знаниями эльфийских ролевиков, последние согласования и — знакомство. Потому что единственный раз все исполнители ведущих ролей блока собрались вместе. Это собрание сняло часть проблем, которые обычно возникают, когда партнеры по роли встречаются впервые уже в игровой ситуации и не знают, чего ждать друг от друга. Видит бог, у нас было и без того много проблем с ролевиками, чтобы пренебречь такой малостью.
Должна заметить, что вопросы задавали все — за исключением Лоры и Брайана, который отсутствовал. Ладно, нужно было перебрасывать лагерь. Но почему тогда я не услышала возражений — ни относительно Правды Короля, ни относительно целей, которые ставились перед персонажами, ни относительно трактовки образов? Ведь еще было время что–то изменить?
4. О сборах на советы.
Вообще говоря, если мне в игре нужно собрать народ на совет, то в зависимости от роли я либо посылаю герольдов, либо иду приглашать сама.
5. Почему Глорфиндэль не начинал разговора с Галадриэлью, пока ее свита пела.
Освежите в памяти "Властелин Колец", года два нераскрытый и пылящийся на полке. В Раздоле Белый Совет собирается в зале совета, а менестрели поют в Каминном зале, в котором советов не собирают.
6. Совет в Раздоле.
Итак, что же там было? Да, совершенно верно, воины считали армии и составляли планы для войны. А чем еще, по–вашему, должны заниматься военачальники и короли, когда дело идет к войне? И у врага (Саурона в исполнении Балина) самая сильная армия? Я все думаю, как сама поступила бы в такой ситуации. Но я — не Лора, и мне не суждено сыграть роль Галадриэли. В школьные годы я активно играла в "Зарницу" и прекрасно понимаю, что прежде, чем вообще вести какую–то политику, надо прикинуть свои возможности. В нашей игре — военную силу и магию. Увы, Лора не пожелала подождать, пока — пользуясь ее выражениями — мальчики наиграются в войнушку. Она, взрослая и мудрая Галадриэль, предложила им заключить с Сауроном договор и не воевать. Может, они ее неправильно поняли? Я не исключаю такой вероятности, особенно учитывая вавилонское столпотворение как свершившийся факт. Но суть дела в том, что исполнительница фактически главной роли не пожелала подыграть партнерам. Попробовать вникнуть в суть их рассуждений. Ну если ты понимала, что нужны не только мечи, но и магия — что ж ты этого не сказал внятно и четко, доступно для понимания?
Теперь насчет тещи. Если Элронду Галадриэль — не теща, то я пенек с ушами. Павел Пасечник (исполнитель роли Элронда) в жизни грубого слова женщине не сказал, а я его, слава богу, четыре года знаю. Попросту он в пылу спора с Глорфиндэлем не заметил прихода Галадриэли, а заметив, сказал что–то вроде: "А, вот и теща!" Так утверждают минимум четыре свидетеля. Ситуацию с тещей можно было повернуть на юмористический лад ("Теща! Я–то помню, как вы с Элросом пеленки пачкали!"), можно — на патетический ("В зале совета я для тебя — Артанис Нэрвен Галадриэль, дочь Финарфина!"), можно... словом, вариантов тьма. Но Лора, к сожалению, выбрала наихудший.

  1. О походе Глорфиндэля и Даэрона на Саурона.
    Причина этого похода — то, что не было достигнуто соглашение. Фактически — это следствие того, что Галадриэль покинула совет.
    А кроме того — надо было читать библиотеки и заглянуть в собственную вводную. На погибель Саурону было три артефакта — Черный Меч и Нарсиль в руках законного владельца и Глорфиндэль–сам–себе–артефакт. У него в заявке так и было написано: "Остаться должен только один!" Поединок же в Незримом Мире имел (мастерской волей, в зависимости от красоты) непредсказуемые последствия. Даже проиграв и погибнув, можно было спасти свой народ или нанести ущерб врагу. Чары есть чары. Так что Поход Поединков (классное название, правда?) был затеян для того, чтобы испытать силы врага и — кто знает? — победить.
    8. Дева–дракон.
    Это был ляп мастера по монстрам. Несмотря на совершенный "Dragonlance", роль вышла чудесная. Тин использовала все возможности этой роли. В конце концов, можно же было и это обыграть — как же, любовь даже дракона способна обратить к свету! Только все, кроме Элрохира, Келебриан и Глорфиндэля, были больше озабочены гипотетической опасностью сего существа. А какая была бы легенда!
    9. Имянаречение.
    Сей обряд был прямо предписан эльфам культурной вводной. В отношении сыновей Элронда он таки возымел последствия, поскольку к тому моменту Элладан приключался уже в третьей серии своего квэста, а Элрохир... ну, влюбился в драконессу, что ж делать. За столь разумную мысль и превосходный обряд сии персонажи были вознаграждены — им мастерской волей сильно везло в дальнейшем. Напомню, что везение — это знак судьбы.
    10.
    "Магия мешает битве: она ее затягивает и путает, трупы оживают, как в дурном сериале, в конце концов все гниет на корню, ни результата, не удовлетворения. Я была против свального греха, где в одну кучу брошены кони, люди, звери, женщины, доспехи и файрболы.
    Возможно, по замыслу мастера, я должна была носится над развалинами бастионов и стрелять кольцом."
    Ну что я тут могу сказать? Только повторить еще раз — надо читать вводные, читать правила и думать головой. Это относится, к сожалению, ко многих игрокам.
    11. Мистериальная тропа.
    Это был своего рода аналог Семи Врат Гондолина. Идея замечательная. Совершенство исполнения колебалось в зависимости от времени суток и состояния игроков, но здесь просто стыдно было бы предъявлять какие–либо претензии. Прохождение тропы было делом увлекательным.
    Назгулам же, как вы легко можете догадаться, проходить тропу не полагалось по роли — они уже себе навыбирали грехов. А вот насчет игроков со стажем — это я хотела бы узнать поподробнее: кто, когда, в какой роли. Согласитесь, что, например, Тар–Атанамиру, который больше всего на свете хочет жить вечно, пройти по такой тропе было бы невозможно. А уж у Гая стаж!
    12. О призраках и вестниках.
    Лично мне известно о следующих посланцах судьбы, пришедших к Галадриэли:
    а) призрак убитого во втором поединке с Сауроном Глорфиндэля. Причем пошел он туда по собственной инициативе.
    б) призрак убитой Келебриан. Представьте ситуацию — призрак мертвой дочери является матери, а мать, выслушав обращенный к ней упрек, отмахивается рукой — мол, мастерские зомби полетели.
    в) некий нуменорец, который искал знания и возвышения духа, получил квэст (видение ему было, глас в солнечном сиянии) — пройти зачарованную тропу и поведать Галадриэли о бедах Средиземья. Сей персонаж с блеском прошел испытания на тропе, а когда поведал послание Галадриэли, Лора сказала: "А, опять мастера прикалываются!" Парень ушел в трансе.
    Не знаю, как на других играх — на том же "Завоевании рая", — а мне кажется, что такие вот вестники судьбы — нормальный способ управления игрой. Потому что непосредственное вмешательство мастера есть произвол.
    13. Эрегионские эльфы.
    Это были Кира и Хелен, приехавшие в составе команды "осколков Остранны". Весной 97, в мае, они провели на Украине Хоббитские Игры по Эрэгионским Войнам. Больше трехсот игроков, всего пять мастеров и четыре дня блистательнейшей игры, сравнимой по накалу разве что с первыми ХИ, игрой энтузиастов. Мы — охотно в этом признаюсь — позаимствовали у них немало хороших идей по части информации, магии и артефактов. Хелен же была мастерским персонажем. А тут я имела неосторожность пожаловаться мастеру этой команды, что, по–моему, Галадриэль бездействует, потому что не знает своих возможностей, а я уже не могу ей объяснять это. Игра идет. Кира и Хелен отправились к Галадриэли — и почти все активные действия, поиск информации и путешествия, предпринятые Лорой после этого, были инспирированы ими. Я это знаю потому, что не менее четырех раз за игру Лора растерянно спрашивала у меня, что же ей делать! Игрок — у мастера! Каждый раз мне становилось плохо. Потому что это означало — я, мастер блока, ошиблась в подборе ролевиков, причем капитально.
    Да, та самая картинка, которую искала Галадриэль в нуменорской библиотеке, была примитивнейшим образом вклеена в текст о Кольцах, лежавший в ЕЕ СОБСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКЕ. Которую никто не читал... Некогда было?
    14. Кольца и артефакты, а также логика.
    В начале своей статьи Лора утверждает, что ни разу не воспользовалась кольцом. Прекрасно. Вот только ее посредник аккуратно зафиксировал и сообщил мне об использовании силы кольца для создания артефактов. Да вот Лора и сама об этом пишет. С артефактами дело обстояло так. Во–первых, уже изначально их было не так уж мало. Кто отправился на их поиски, тот поприключался вдоволь и получил в должной пропорции плюшек и пряников. Во–вторых, артефакт можно было сделать. Мастер–координатор (а нас было трое, напоминаю) мог его пропустить — если его свойства укладывались в законы созданного на игре мира и если их можно было достаточно легко промоделировать. В чем смысл меча–зеркала, сила которого соответствует силе Саурона — я не понимаю до сих пор. Хотя бы потому, что понятие "сила Саурона" бессмысленно. Достаточно было почитать несколько текстов из библиотеки в отряде Галадриэли, чтобы понять, что у Саурона имеются: личное могущество, личные способности, Кольцо, подчиненные ему назгулы (вся эта компания была связана системой перекачки хитов, поэтому до определенного предела они могли возрождаться через очень небольшой промежуток времени) и еще пара мелочей вроде хорошо организованной армии и экономики, а также неплохо поставленной пропаганды. Поднимать же волю Галадриэли... А это, простите, куда? Выше облаков? Галадриэль и без того имела возможностей больше, чем все прочие ролевики, за исключением Саурона (ему положено), Глорфиндэля (который был, как я уже сказала, живым артефактом) и Даэрона, который мог песней сделать все, что угодно, но делал только необходимое. Галадриэль у нас свои способности ни разу не применила.
    Ну, а если Лора не представляет себе, какой подвиг могла совершить Галадриэль, то я ничем не могу помочь. "Воля повышалась только подвигом, и если для мужчины это понятно, то подвиг Галадриэли я осмыслить не могу," — пишет она. Я в отчаянии — неужели так деградировала обыденная речь, что мы не можем просто понять смысл слов, которые сами же и произносим? Что есть подвиг, Лора? Подвиг, подвижничество, подвигнуть, сподвижник... Где смысл этих слов? Неужели я, невежественная атеистка, понимаю их лучше, чем ты, автор "Осады Монсегюра" и "Завоевания рая"? В чем разница между подвигом мужским и женским? Я не понимаю... Вся заявка была проникнута призывом к духовному совершенству, а на игре вдруг понадобились материальные подпорки в виде артефактов...
    Что–то одно — или Лора не пользовалась Кольцом, или расходовала его силу на сделанные Келеборном артефакты с целью получить военное преимущество (описанные там меч и ожерелье были рассчитаны именно на силовой перевес, причем для конкретных ролевиков, команда — то есть народ — оставалась за кадром). Или логика, или эмоциональный всплеск. Или самоотречение, или самоусиление. Tertium non datur. Логика не позволяет.
  2. Исход евреев — пардон, эльфов в Нуменор.
    Совершенно по–эльфийски — бросить все и уплыть на запад. А по дороге с голыми руками, но зато при высоком духовном подъеме встретить закованных в железо балинских щитоносцев. Это ли не подарок Саурону, которого так не хотела преподносить ему Лора? "Задушим голыми руками" — как же! В правилах четко было написано — во время боя магия молчит. Все.
    "Я оказалась заложницей своего долга. Впрочем, я была ею с самого начала, просто теперь все стало неумолимей и жестче." Здорово! Знаете, я всегда думала, что или ты выполняешь свой долг, или не берешься за гуж, поскольку не дюж. Что–то одно — или ты до конца играешь Галадриэль, или надо было сразу отказаться. Белое платье и золотые кудри можно демонстрировать с меньшей помпой.
    16. Мастерская вводная, по которой ждали "эльфийской политики, светлой такой".
    Вот она, вводная, в приложении. Тому, кто найдет там эти слова, сильно повезет. Потому что их там нет. Я не настолько дура, чтобы так формулировать вводные.
    17. Зомби, стервятники и суд Намо.
    "Я думала, Hамо — нечто большее, чем просто лавочный меняла." Вот только как быть с тем самым нолдо — на самом деле это был нуменорец–полукровка (короткий выход Бори Батыршина, весьма впечатляющий и насыщенный событиями), который пожертвовал собой ради Келеборна? За все надо платить, Лора. См. "Сильмариллион", главы "О Берене и Лютиэн", "О Туоре" и "Плавание Эарендила".
    И кстати — на месте императора Нуменора, увидевшего в священном месте своего народа некую непонятную толпу, не желающую представиться, я бы точно приказала построить железные когорты. Кажется, Гай так и сделал. Что, герольда нельзя было выслать?
    А тот самый меч... Это был типично эльфийский прикол. Предыдущая инкарнация Батыршина — пират Ульфин, впоследствии казненный нуменорцами, хитростью и силой выторговал его у Гилдора. Свойства у него были те еще — его можно было применять только для защиты кого–то другого, иначе он рассыпался в пыль. Услышав от Гилдора описание свойств своего долгожданного артефакта, Ульфин зло плюнул и сказал: "У эльфа и ветра..."
    18. Операция "Кольцо".
    Я одного не понимаю — если Лора с самого начала знала о возможности блокировки, то почему не продвинула эту идею раньше? Нет, надо было дождаться, когда всех поодиночке побьют, когда Раздол вынесет две тяжелых осады, все устанут, и вот тогда... Беда в том, что к моменту применения этого во всех отношениях чудесного плана ситуация изменилась. Говоря высоким штилем, в стене судьбы была пробита брешь, причем персонажами вовсе не самыми главными. Увы, знания о том, что происходило в других командах, у Лоры не было.
    Потому что Саурон не имел обыкновения пить кофе в шесть — он, видимо, пил его раньше, а в шесть утра его войска уже подходили обычно к месту очередного боя. И пока Галадриэль и Келеборн строили всех в круг, "осколки Остранны", Виньялондэ и оставшиеся еще в живых линдонцы погибли, преградив сауронову войску дорогу на Раздол, совершенно в тот момент не готовый к обороне. Потому что думать надо — головой!
    А насчет того, что Гил–галад не мог снять кольцо... Дело в том, что кольца эти были мои. Мне они были велики, а вот Жене Свирельщикову кольцо с искусственным рубином оказалось маловато...
    И последнее. Балин не имеет обыкновения ругаться. Я так полагаю (зная его много лет), что он просто опешил от неожиданности, когда против него применили его же собственный фокус двухлетней давности. Балин оценил комизм ситуации.
    19. Кольца и обряды.
    Да, теперь я согласна с тем, что этот круг и все остальное были хороши. Но в тот момент я могла думать только об одном — почему, ну почему участвовавшая во многих играх Лора опять спросила у меня, что ей делать! А когда я обычным образом ответила, что не могу ничего сделать за нее — я здесь демиург, сила безликой судьбы, законы магии, она сделала то, что неизбежно вело к финальной свалке. Но я все же прокололась. Я гневно и печально спросила: "Где вы были вчера?" Потому что все хорошо в свое время. А блокировка магии была самым грубым и неполезным действием — потому что (цитирую правила о Кольцах) "Кольца могут все". Понимаете — ВСЕ! С поправкой на мораль и нравственность, разумеется.
    20. Победы и сражения.
    Надо отдать должное игрокам — финальные бои не вылились во всеобщую драку с травмами и озлоблением. Даже штурм Мордора, несмотря на нервную атмосферу (больше всех нервничали мастера, боясь травм).
    Меня лично до глубины души потряс этот штурм. Можно говорить, что он был неорганизованным и самоубийственным. Может быть — я не военачальник. Но... Тот же самый П.Пасечник, выйдя после смерти Элронда Гвиндором, военным наставником Элладана, ухитрился построить по дороге армию (а в ней было порядка сотни бойцов из разных команд, рас и народностей) и вполне грамотно с ней управлялся. Полностью и бессмысленно сложились те, кто под его команду не встал — та же Келеборнова рать или толпа одиночек–героев. Брайан–Келеборн меня поразил: осажденные, естественно, кричали со стен разные оскорбления, вполне себе игровые, Саурон толкнул оскорбительную для эльфов и нуменорцев речь, а Келеборн и говорит — "Балин, кончай стебаться!" Класс, да? А вот арнорская дружина (минчане), союзники Раздола, ответили достойно. Магистр велел бить в барабан, а построившиеся правильными рядами воины мерно ударили мечами в щиты. Оскорбления со стен утихли.
    21. О штурме Мордора и судьбе Элладана.
    Как я уже не раз упоминала, Элладан (единственный из дюжины охотников) сумел добыть Черный Меч Турина. Пережив массу приключений и нажив себе соперника–соратника Лэйнира (одна из лучших ролей игры, примечательная тем, что парень придумал ее сам и сыграл превосходно), Элладан был им зарезан, но его спасли виньялондцы, сообразившие отнести почти покойника в близлежащий храм (насчет того храма четырех стихий все вопросы не ко мне, а к Иллет). Квэст Элладана оказался многосерийным, и в очередной, четвертой, серии, унаследовавший от Элронда корону и кольцо Элладан принял вызов Саурона на поединок в Незримом Мире и победил его. Саурон полетел в Мордор восстанавливаться, а честный до идиотизма Элладан решил, что справедливости ради и ему нужно немного полежать в обмороке. Впрочем, любящая сестричка Арвен не дала ему долго валяться, так что к Мордору Элладан пришел как раз вовремя.
    По правилам эльфы не могли безнаказанно находиться на затемненной территории (Мордор) более пятнадцати минут, если только их не вел Верховный Король. Ну, Гил–гэлада нашего аккуратно убили даже не назгулы, а бог весть кто, и эльфы откатились. Пережидать. И тут кому–то стукнула в голову дивная мысль — избрать нового Верховного Короля. Корону дружно предложили Элладану. Тот сначала объявил о выборе судьбы, а потом уже надел корону. Через положенное время штурм возобновился. Закончился он, как положено, отступлением Светлых сил, и при отступлении Элладану досталось. Пока его доставили в Раздол... Не знаю, что там было, я не успела, но вот Иллет может вам рассказать, как началась шестая серия элладанова квэста.
    Если Лоре не нравилась эта идея — так что ж она не остановила раздольцев? Что–то одно — или ты участвуешь в обряде, или ты против. Где логика?
    22.
    "Я не хочу унижаться. Я не понимаю такой игры. Когда надо требовать плюшки насильно. Если бы мастера ждали от меня подвига — они бы знали, что я делаю. Но они не ждут. Все мои уровни меня удивляют."
    Лора, скажу тебе честно. Я ждала подвига от тебя всю игру, до последней минуты. Это раз.
    А два... скажи на милость, как ты себе представляешь моделирование судьбы без обмена информацией? Без рассказа мастерам о событиях? Рассказ создает информационное поле игры, ее напряжение. Примеров тому тьма. И если ты считаешь, что поведать мастеру о таких важных вещах — унижение, то я ничего не понимаю в этой жизни. Это же игра, модель! А мастер — одушевленный мировой закон. Если его не привести в действие, рассказав о событии, то событие останется без последствий. Именно поэтому я и сказала, что у вас нет отыгрыша — о нем мало кто знал, а я не знала совсем. Вас стало больше — но кто об этом знал, кроме вас самих?
    23. Четыре часа после игры.
    Как честный мастер, после игры я обходила все команды, в игру которых вмешивалась. Больше всего я просидела в отряде Галадриэли. Беседуя. Мне казалось, что мы друг друга поняли, но теперь я вижу, что вавилонское столпотворение произошло раньше, и мы говорили на разных языках.
    Я не стану комментировать то, что написано Лорой по поводу архетипа, положенного в основу эльфийского блока — хотя бы потому, что в основу блока был положен сюжет, основанный на архетипах европейской мифологии. Я не стану говорить о полнейшей ерунде насчет наличия в германских языках слова "мир" — хотя бы потому, что в древнеисландском (а также готском, и, скорее всего, и в общегерманском) нет слова "война", а есть слова "мир" и "немирье". Я умолчу о комитате и сходстве Одина с Христом, потому что вообще–то Белый Бог — это Бальдр, а помимо филолога Бенвениста стоит уделить внимание и историку Кардини (?) И кельтская "Правда короля" не имеет ничего общего со скандинавскими —"Зерцалами короля". И отношения короля — конунга, ярла и т.д. — с дружинниками никогда не строилось по принципу "король всегда прав".
    Я не стану спорить с человеком, который сначала авторитетно делает утверждения, не имеющие ничего общего с действительностью, а потом объявляет себя не специалистом.
  3. "Честно скажу: я тут же захотела истечь кровью под хэви–металл. И теперь хочу. Потому что все, что мы сделали на игре, не имело никакой ценности. Потому что мы двигали политику блока, а надо было двигать себя. МЫ были стратегами — а надо было быть смертником–одиночкой. Мы жили для мира, а надо было пасть под колесами войны. Что сдвинули в игре смерти эльфийских владык? А ничего. На это и не было рассчитано. Появились песни скальдов. Не правда ли, по–стервятниковски?"
    И это я тоже комментировать не буду. Потому что — я в этом убедилась — мастеру бывает виднее, кто и на что влияет. Так вот — ни я, ни другие мастера не заметили особого внимания вашей команды на политику блока. Не заметили и стратегии. Или мы не там смотрели?
    Не знаю. Я уже ничего не знаю. Если бы я наделала столько ошибок на игре, так оскорбила бы своих партнеров по действу, я не осмелилась бы оправдать свои промахи докладом о том, что данная игра направлена на искоренение творчества. Я видела много игр, хороших и плохих, и знаю — если человек хочет сыграть, его роль будет хороша, как бы плоха ни была игра. Если в структуре игры есть хотя бы небольшой островок смысла, он дает опору образу.
    25.
    "Сейчас я вижу, что гнев игрового Hамо, ходоки–трупы, бесконечные провокации к бойне — все это было призвано "включить" меня в скандинавский сценарий. Простите, милые. Я играла в Толкиена, а не в Старшую Эдду. Следующий раз умоляю честно предупредить, что к чему."
    Здесь я приведу лишь две цитаты.
    "Вся рота шагает не в ногу, и только поручик идет в ногу"
    (А.Куприн, "Поединок")
    "Почему у вас яма красными флажками не огорожена? — Ты в аэропорту красный флаг видела?"
    (советский анекдот)
    И еще — я не прощу. Потому что это была та игра, в которую я хотела играть сама, и та роль, которую я мечтала сыграть. Это эмоции, которые позволительны культовой фигуре вроде тебя и непростительны мне. Но я не могу простить такой профанации игры. Извини.
    При этом я должна отметить, что часть командной вводной — причем большую часть — отряд Галадриэли выполнил. Они стали местом притяжения для взыскующих красоты, света и мудрости. Со светом и красотой там все было более чем хорошо, а вот с мудростью... дело в том, что у Толкина мудрость — это прежде всего знание, а вот знания там и не было. Знания о мире, в котором живут и действуют персонажи. Того знания, которое проливает свет на законы и реалии изображаемого мира. Которое дает основу для действий, для выбора. Которое содержалось в правилах, вводных и библиотеках. Именно поэтому большинство игроков этой команды пропустили те моменты выбора, которые мы приготовили для них. Но игра тем и хороша, что всегда есть избыток возможностей, и сам ход событий порождает новые возможности выбора ежеминутно — если, конечно, мир создан достаточно цельным. Поэтому не все пропало втуне. И кстати — сама же Лора благодарила меня за то, что пережила в игре момент выбора, и за то, что я не стала говорить ей, что надо делать. Или это у меня с памятью стало плохо, или у Лоры. Что–то одно.
    Напряженная эмоциональная жизнь команды отчего–то не выплеснулась в игру, не соединилась с эмоциональным напряжением не только всей игры, но хотя бы эльфийского блока. Стыковки не произошло.
    А теперь я хочу сказать о стервятниках и скальдах. Потому что сущность выбора, который мы сделали основой игровой судьбы, состоял совсем в другом. Это был выбор между двумя этиками. Этикой мира Эдды и кельтских сказаний — и этикой христианства. Между "Беовульфом" и "Христом" Кюневульфа. Между Фергусом и Артуром. Между Харальдом Суровым и Альфредом. Между Ойсином и Алкуином. Потому что можно говорить что угодно, но Средиземье — мир "праведных язычников", как определяет его Т.Шиппи в "Дороге в Средиземье" (отрывками из этой работы прокомментирован перевод М.Каменкович и В.Каррика, изд–во "Азбука"–"Терра").
    Спроси себя — почему ты увидела единственного скальда игры во мне, в мастере? В своего рода божестве для твоего персонажа? Почему ты не увидела скальда в Даэроне, в Арвен, в ком–то еще? А ведь легенды и саги о подвигах разных персонажей были многочисленны... И это они, а не ты, создавали миф игры, без которого не может быть ХИ. Почему ты не увидела в Глорфиндэле героя, одержимого неистовством близкой смерти (то самое feig, обреченность героя)? В Сауроне — зловещего и обыденного обаяния силы? Почему не увидела жертвенной красоты Арвен? Мужества и благородства Элладана? Безумной любви Элрохира и драконьей девы Тин (пусть даже сия самодеятельность мастера по монстрам была не из того мира — неужели нельзя было соткать покров легенды)? Почему не ты увидела в стремительности зеленолесской команды полет Ночной Охоты? Почему не ты оплакивала павших? Почему не ты помогала найти свой путь растерянному (по жизни) народу Лориэна? Почему не ты увидела в бездействии нуменорского короля приближения Тени? Почему не ты оценила жертвенность того самого нуменорца, который вернул тебе Келеборна? Почему не ты создавала флер очарования, который превращает деревянный меч в эльфийский клинок, а жестяной ободок — в королевскую корону, который позволяет нам не замечать неловкости и скованности и видеть скрытую красоту действа? Почему, Лора? Ведь это твои песни слушают с замиранием сердца!
    Я думаю — потому, что ты и не пыталась воспринять мир игры как тот, в котором должен жить твой персонаж. Ты хотела, чтобы мир изменился, подогнался под тебя — и я могла только плакать от бессилия что–либо объяснить и изменить. Непонимание.
    Я старалась объяснить — но ты не хотела прислушаться и понять.
    "– Это был не самый лучший из возможных вариантов, — сказал мастер.
    — А какой — лучший?
    ...Можно смеяться, можно плакать — но мне ответили.
    Вот если бы вы, эльфийские владыки, вышли одни против всего черного воинства, зная, что идут на смерть, и умерли бы там, тогда..."
    Нет, я сказала не так. Я точно это знаю, потому что формулировку я повторяла несчетное количество раз на протяжении года. Потому что не я эту формулировку придумала.
    "Одолеть Тьму можно только тогда, когда ты самоотверженно стремишься к Свету, черпая силы лишь в надежде и не ожидая награды."
    Обычно я еще добавляла два примера — поход Хранителей к Ородруину и поход Финрода и Берена.
    А в свете вавилонского столпотворения добавлю философско–лингвистическое замечание. Самоотверженность не означает самоубийства. Жертвенность не означает гибель. Одолеть — не значит разбить в бою.
    Правоту этих слов может подтвердить множество игроков, которые Играли — размышляя, созерцая, действуя — и для которых на четыре дня Средиземье середины Второй Эпохи было куда реальней, чем начало августа 1997 года.
    Смысл был принесен в жертву самодостаточности... Но неужели мы говорим на разных языках — одними и теми же словами?
    Но я же помню, как ты пела:

Помнишь,
как на пляжном песке
мы во время дождя
возвели нашу крепость?
Помнишь,
как на выпавшем снеге
мы читали следы,
как потерянный эпос?
Как умели мы
в шелесте мокрой травы
слышать роханский топот?
Приговор приведен —
и в конце его смерть
через жизненный опыт...

...Катись, моя кибитка,
В пыли по ось колес,
Полынный вкус напитка,
Тщета былых угроз...
Когда ж Великий Логос
Молчанием накроет
этот мир,
Что ты крикнешь мне
взглядом?

Кэтрин Кинн, мастер
по эльфам и магии

Продолжение
Следует.


оглавление

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
Наши подписчики

Фобия
(Южно-Сахалинск)

"Мое королевство" - это отличная возможность научиться чему-то новому, узнать много интересного об удивительном мире ролевых игр

Наши друзья
Новости RPG
07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.01.24 09:48
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

29.12.20 15:44
Путеводитель по работе с сообществами

Новости alexander6
07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.12.21 12:08
Почти все о разных напитках для Вашего Дома и Семьи ...

11.05.21 03:29
ВСЕ ГУДКИ В ОДНОЙ ПАПКЕ НА ГУГЛ-ДИСКЕ

Rambler's Top100 Яндекс Цитируемости
  первая     наверх