19.04.24   карта сайта   настройки   войти
Сайт свободных игровых коммуникаций
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
поиск
Лучшее
событие ЗилантКон 2009+2
текст Eще раз по поводу СВЕТА, ТЬМЫ и корректной игры
Алина Немирова | 12.04.2020
Рекомендации: +:0     :0

"Ах, худо, друг мой,
очень худо.
Мы так надеялись на чудо -
а чудо не произошло..."

Игра в данном случае имеется в виду та, которая прошла в последних числах апреля под Брусином, на Украине. Она имела статус общеукраинской и была достаточно представительной: команды из десяти городов, общей численностью по самым скромным подсчетам 450 человек, включая гостей из Москвы, что в последнее время стало редкостью. Всех привлекла вполне заслуженная слава игры прошлогодней — блестяще задуманной и проведенной.

Увы! Чудеса не повторяются. С одной стороны, кого ни спроси, все вроде бы "поиграли от души", с другой — опять–таки почти у всех (не считая новичков, для которых любая первая игра прекрасна!) тягостный привкус неудачи, обиды, недоумения. Моя роль была достаточно скромной, что не помешало мне получить полное удовольствие, но видела я немного и потому не спешила высказываться. Теперь же я наслушалась разных рассказов со всех сторон Средиземья, в том числе и дошедших из Москвы, и вынуждена вмешаться в диалог.

Я НЕ СОБИРАЮСЬ никого ПЕРЕУБЕЖДАТЬ или что–либо доказывать. Просто мне кажется, что ДЛЯ ОБЩЕЙ ПОЛЬЗЫ имеет смысл поставить несколько вопросов и уточнить некоторые детали.

Итак, земли Северного королевства, эпоха распада Арнора, война с Ангмаром. Такова тема игры. Арнорские княжества — Харьков, Раздол — Киев и Москва, орки — Симферополь, Харьков и Донецк, люди Ангмара — Харьков и Одесса, Амон–Сул — Запорожье, эльфы–авари — Харьков и Запорожье, Эсгарот — Краматорск... и т.д. Около половины приехавших играют первый раз (на этом полигоне или вообще). Есть давние почитатели Толкиена, есть и новички, только что прочитавшие книгу. Есть и такие, кто книги не читал вообще — разумеется, в основном это файтеры. Таково поле игры. Мастерская команда — двое главных, двое помощников. Мастер по боевке появляется на второй день игры и коротает время в приятной компании за бутылочкой. Полигон размечен, переправы в топких местах наведены, но игровых библиотек нет, игровых денег нет, курса пересчета командных денег к игровым нет, аптечки нет. Таковы технические условия игры. Ничего, бывало и хуже. Поиграем!

И вот в нежно–зеленом дубовом лесу, под пение соловьев и хор лягушек началось очередное сражение между светом и тьмой. Для меня оно началось еще вечером до игры, когда я поздно вечером вздумала прогуляться по полигону. Все низины после паводка затоплены, идти приходится сложным зигзагом, ориентироваться трудно, но вот впереди приветливо мигает огонек костра, я выхожу и убеждаюсь, что попала прямехонько к мастерам. Какая удача! Родные лица, сейчас можно будет пообщаться (конечно, немного, ведь они устали, а завтра такой тяжелый день), по игре–то не получится, а тут все рядом и как будто не заняты... "Знаешь, здесь мастерятник, и мы хотели бы обойтись без посторонних! Дорога в Раздол? Ну, иди к вон той луже, а там легко сама найдешь!" Часа через полтора блужданий в кромешной тьме, с промокшими ногами я добралась до Раздола. По дороге меня дружелюбно встретили, угостили, проводили сперва темные эльфы (из Москвы), потом ангмарцы (из Одессы). А в Раздоле пили и пели, и сидели тесным кругом у большого костра...

А потом пошла игра. Я жила в Ануминасе — у меня там была должность княжеской экономки да еще трактир на руках. Князь наш был постоянно занят: контакты с другими княжествами, с Форностом и Амон–Сулом, внутренние проблемы — семейные и политические... Впрочем, об Артедайне мы поговорим чуть позже. Сейчас — немножко обобщений и риторических вопросов.

Обобщение первое (т.е. общее мнение): "Девятка оттянулась в полный рост". Так пишет Эриол, об этом говорила Кира, это почувствовали и ощутили все. Назгулам было где разгуляться. Отеческая (вернее, братская) забота мастеров была видна и в правилах, и в ведении самой игры. Правда, судя по некоторым высказываниям, остальные несколько сот человек, похоже, им только мешали: "черное" воинство не отличалось благородством и утонченностью, "светлые" недостаточно злобны и грубы, эльфы то ли глупы, то ли излишне умны и т. д. Конечно, назгулы, как и любые другие игроки, имеют право на собственное восприятие. Но отчего же в нем столько высокомерия, столько неспортивного презрения ко всем, кто не входит в избранный круг?

Обобщение второе: на Брусинке, как и на всякой большой игре, столкнулись группы людей с самыми различными стилями игры. И это очень даже хорошо, так как придает разнообразие игре и позволяет за счет общения обмениваться опытом и учиться незаметно, прямо на полигоне. Но стоило ли задирать головы и брезгливо поджимать губы видя, что другие играют не так? "Мы такие тонкие, такие изысканные, такие возвышенные, а эта накипь, эта шваль, эти мужики, пьющие водку, и поклониться–то толком не умеют!" Да, порою личный отыгрыш (внешний) у новичков был не на высоте. Что не помешало им честно стоять на постах и драться за свое дело...

Обобщение третье... впрочем, хватит мне самой обобщать и пересказывать. Лучше я позадаю некоторые интересные вопросы на основе слышанных мною мнений игроков всех цветов. Итак:

1. Почему игра была так плохо организована? Ответ: Два человека (Кира и Хелен) физически не могут все предусмотреть и успеть. Тогда почему же эти два опытных и разумных человека не позаботились подобрать себе хоть нескольких технических работников?

Неужели не нашлось бы? Но вот психологи утверждают, будто наши промахи и ошибки всегда не случайны. Разве не удобная позиция: с кем не успели поработать — "у Толкиена все написано, готовьтесь сами!" Тщательно же поработать успели отчего–то лишь с теми, кто душевно (не географически!) ближе всего. И в результате на игре назгулы оказались в киро–хеленинском Средиземье, а остальной полигон — в толкиеновском. Стоит ли удивляться, что их не заметили?

2. Почему "главная задача Раздола — вычислить и обезвредить назгулов"? У кого это сказано — у Толкиена или у мастеров? Эльфам не было дела до назгулов до тех пор, пока они не полезли следом за Фродо прямо к порогу их дома. Эльфы в силу накопленной веками мудрости и нежелания увеличивать энтропию вступали в военные действия лишь при крайней необходимости, а одиночки–охотники с личной обидой (Глорфиндель, дети Элронда) гонялись не за далекими и полумифическими назгулами, а за вполне реальными, наносящими постоянный вред орками. Потому, какой бы там ни был разгильдяйский и т.п. Раздол, в этом они были (возможно, инстинктивно) правы.

3. Почему на игре назгулы не понесли никакого урона после уничтожения Кольца? По Профессору назгулы не могли этого пережить — ведь у них и плоти–то уже не оставалось, не могли они просто стать обычными людьми! Можно ли назвать установление такой системы глубоким творческим развитием идей Толкиена? Или придется вспомнить нехорошее слово "произвол"? И не потому ли мастера так легко согласились, чтобы Авари уничтожили Кольцо Всевластия, что знали: их любимцы от этого не пострадают?

4. Почему так быстро изменился имевшийся в начале численный перевес светлых над "черными"? По своей воле и по игровым причинам перешли на ту сторону, кажется, только беорнинги. Остальные просто выходили из Мандоса "почерневшими". Почему — нужно ли спрашивать?

5. Почему назгулы "стали полумастерскими персонажами"? Их тщательно готовили (не всех, правда), снабжали информацией — но ведь такие персонажи обычно служат для работы "на полигон", для всех. Они же играли "на себя". Как игроки они имели на это полное право, однако почему–то ожидали, что им все обязаны подыгрывать. И обижались, и недоумевали, и обвиняли игроков в глупости, неумении, серости.

6. Почему назгул мог одолеть эльфа–кольценосца одним–единственным заклинанием, а тот не мог сопротивляться? Так заданы условия игры — отлично. Кем — Профессором или мастерами? У Толкиена эльф–хранитель кольца был заведомо сильнее каждого назгула в отдельности! Элронд на пару с Гэндальфом остановил их всех девятерых, Глорфиндель упоминает, что не смог бы противостоять только всей девятке, Гилдор Инглорион с компанией отпугнул назгула одним своим появлением, хотя у этих и колец–то не было! Причем эти моменты касаются уже более позднего периода, когда назгулы стали сильнее. Зададим известный вопрос юристов: кому выгодно было забыть об этих важнейших (определяющих!) деталях при подготовке правил?

7. Почему люди не реагировали на назгулов? Да потому, что не чуяли. Даже мудрейшие едва слыхали, что такие существуют. Рядовые граждане, погруженные в служебные и личные дела, об этом вообще не думали. Если б назгулы хоть лица под капюшонами прятали, скажем, или подвывали, или говорили шепотом — подали бы игрокам зацепку для страха, недоумения и т.п. От девушки — эльфа, ходившей в черном платье с вуалью, наброшенной на лицо (от комаров!) шарахались в ужасе даже орки — "назгул, назгул!" А зачем было простым или знатным воинам арнорских княжеств шарахаться от симпатичных, тихих, любознательных девушек (хоть некоторые и играли мужчин — но таких с виду безобидных...)? О том, что с помощью ацеласа можно выявить назгула, знали отнюдь не все. Из запущенной в игру информации следовало лишь то, что ацелас зачем–то применяется при допросах и при передозировке вызывает смерть испытуемого. Но даже кто знал... Как сказал хранитель Амон–Сула: "Всех приходящих, безоружных проверять ацеласом? Я же не параноик!" А вот эльфы их должны были (опять–таки по Толкиену! ) чуять издали, уж кольценосцы — тем более. НЕ МОГЛИ назгулы войти в Раздол и сидеть на совете! По определению — не могли! Галадриэль, Элладан, Глорфиндель — столь глухи и слепы, что не видят, с кем сидят? Леголас и Гилдор, имея в своем распоряжении кольцо, столь слабы, что не могли распознать опасность и так глупо попались? Назгул как игрок должен был дать им повод для догадки. Почему это не было сделано? Где логика? Кому хотелось сделать эльфов беспомощными, ничтожными?

Подобных вопросов можно было бы задать еще немало. И эпитетов отрицательных навешать. Не хочу и не буду. Но, как мне кажется, вывод напрашивается сам собой. А сейчас имеет смысл перейти к конкретным примерам предвзятой, субъективной оценки. Речь идет о командах Артедайна и Раздола. Доброго слова ни от мастеров, ни от назгулов она не дождалась. Подчеркиваю: обе эти команды не мною заявлялась и не мною готовилась. Переубеждать, как я уже говорила, никого не собираюсь. Но мне кажется, что реальные факты должны говорить сами за себя.

Разумеется, недостатки и огрехи были. Но охотников вешать этих собак было уже много. Потому я сосредоточусь на тех моментах, которые отчего–то никто из благородных черных не заметил. Не удивляйтесь, если буду перечислять простейшие моменты, — по всем этим моментам выдвигались упреки и порицания.

Во–первых, ВСЯ светлая сторона (кроме ЛИЧНО К.Кинн) готовилась без какого–либо содействия мастеров (помимо чисто технического) — команды были предоставлены сами себе с советом читать книгу. Ну и прочли, и вчитались . И извлекли конкретные детали и общий дух. Так и играли — и эльфы, и люди (про гномов не знаю, не видела). Поэтому идея охоты на назгулов оказалась им чужда. Поэтому они не подозревали, что должен завязаться личный конфликт Аргор — Аргелеб и уж тем более Преображающиеся — назгулы. У Толкиена и намека на это нет! Логично ли после этого обижаться, что играли "не так"?

Во–вторых, "бардака" в светлых командах было намного меньше, чем это изображалось противной стороной. В Раздоле я бывала не раз и наблюдала там за игрой, в Артедайне находилась практически постоянно, так что судить могу вполне обоснованно. Как обычно, в любой команде и на любой игре, далеко не все, что задумывалось заранее, удалось осуществить.

Причины:
— неопытность игроков, еще не умеющих использовать все возможности игры;
— непредсказуемое развитие событий в союзных командах (в частности, в Раздоле — отсутствие Элронда (игрок по жизни не мог явиться и не успел как–то подстроить команду);
— в экономике: запоздание выдачи игровых денег, выдача их в неполном, недостаточном объеме (в Артедайне деньги были свои, но курс обмена после нескольких напоминаний мастера нам так и не сообщили);
— в информационке: запоздание выдачи библиотек (в Артедайне — до второй половины второго игрового дня — а когда появилась, оказалась весьма неинформативной).
Несмотря на это, основное было сделано, а именно:
— Игровые функции были распределены, каждый знал свои обязанности (выполняли, разумеется, кто лучше, кто хуже); стража стояла на постах и регулярно сменялась;
— Шла внутренняя игра (у эльфов — своя, у нас — замужество княжеской дочери, отношения с ненуменорским кланом, с Форностом, с Амон–Сулом, семья князя, "кухонные" интриги, обряды );
— Раздол отбил все нападения врага, Артедайн осуществил успешный поход на орков, наладил дипломатические контакты со всеми княжествами и с эльфами,. После нападения ангмарцев территория Ануминаса была очищена от затемнения, народ возрожден. Интересно сложилась линия с кольцом Барахира — похищенное у убитого князя, оно было возвращено его младшим сыном, что стоило немалых усилий, тайных переговоров с опасностью для жизни и (а не отдано "по жизни" за бутылку водки, как мне приходилось слышать).

Очень интересно получился отыгрыш целого государства: князь объединял три разные команды — собственно столицу — Ануминас, Форност и Амон–Сул. Со всеми жили в дружбе, воины являлись по первому слову князя. Тесный контакт был с Кардоланом (Рудаур фактически сразу перестал существовать). Отчетливо осознавалось нуменорское происхождение, народ никого не боялся и потому был доверчив и дружелюбен. И если приходит женщина–менестрель и поет песню и мирно уходит — как и откуда простым воинам узнать (даже и читавшим Толкиена), что это приходил назгул? (См. вопрос N 7) "Мы же культурная нация", как любил говорить князь, — что же нам было, убивать всех гостей подряд?

Что не было сыграно как следует: речевые характеристики, личные манеры. Не всегда звучали игровые имена. Но за всю игру — (в Артедайне) ни одной неигровой разборки, ругани, истерик, срывов, злостного уклонения от обязанностей. Князь командовал, не повышая голоса. И его слушались. Не было травм. Винопитие держалось на достаточно низком уровне, пьяных безобразий и выходов из роли не было.
Так выглядит объективная оценка. Казалось бы, всем известно, что для играющего переносить игровые отношения на жизнь — это дурной тон. К сожалению, так не получилось. Это хорошо видно даже по дошедшим до нас текстам "мемуаров" (на устные высказывания ссылаться, к сожалению, некрасиво — но сколько мы всего услышали...) Мы эти тексты прочли, потом последовал звонок с указанием: "Вы ж смотрите, не распространяйте эти распечатки!" Почему? Куда там — давно уже разошлось по компьютерам! Потом я слышу фразу:"А в Москве говорят, будто в Харькове их с грязью смешивают!" Выходит, высказать свое собственное, отличное от вашего мнение — значит облить вас грязью?
Ох, как же это все противно — пересуды, кто кому про кого что сказал... Тьма в реальной жизни приобретает вид чада от пригоревшей каши. А пригорела каша потому, что думали только о себе, о своих идеях, что забыли различить игру и жизнь, вздумали управлять живыми людьми, как фигурками на экране компьютера. А эти живые, простые, грешные люди обладали свободой воли. И сделали свой выбор. Их почему–то не привлекает тьма...

Друзья! Мы, возможно, идем по разным сторонам дороги, но дорога–то у нас одна! По жизни мы — не враги, а сотрудники. И стоит ли тешить Властелина Тьмы (да–да, я помню, что его нету, его Профессор придумал!) нашими распрями и раздорами?

Алина
Немирова

 первые 20 первые 20 следующие 20 следующие 20 

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

 
порядок:
 первые 20 первые 20 следующие 20 следующие 20 
Лица игр

Евгений Малышев
(Саратов)
Ближайшие события
все регионы

Заявиться через: allrpg | rpgdb



Ролевые ресурсы
Другие игры и ресурсы
Настольная игра Берсерк

Клуб любителей Munchkin

Улун - знаменитый китайский чай

Конные прогулки в Подмосковье




дизайн портала - Срочно Маркетинг

TopList
  первая     наверх
info@rpg.ru