11.12.19   карта сайта   настройки   войти
Сайт свободных игровых коммуникаций
Последнее Испытание Мюзикл
Перекрёсток Рекордс
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
поиск
Лучшее
текст Алгоритм "Хочу поехать на игру"+2
видео О трудностях создания инноваций+2
событие Mass Effect. Первый Контакт+2
текст ГиКРИ как еще один путь к социализации РИ / Калтрис по понедельникам
Рекомендации: +:0     :0

ГиКРИ - это будет сокращенное название городских и кабинетных ролевых игр. Сегодня нет времени на длинную статью, а в короткой статье длинные названия не смотрятся. ГиКРИ и звучит красиво, напоминает какой-то научный институт, с культурной составляющей. И смотрится солиднее, чем ПРИ.

Последнее время в ролевой тусовке наметилась отрадная тенденция - поворот к ГиКРИ. Например, прошлой весной, когда я захотела выступить на Комконе с докладом о ГиКРИ, мне сказали, что такой доклад будет не в тему. Комкон позиционировался как репетиция летнего сезона. Последовавший затем летний сезон еще раз подтвердил ту истину, что РИ - это не театр. В частности, здесь чем меньше репетируют, тем лучше получается.

И, как один из отдаленных результатов, некоторые чуткие к духу времени товарищи очнулись от полигонной эйфории и начали всерьез задумываться о ГиКРИ как о чем-то таком, чем, может быть, тоже стоило бы всерьез заняться. Вот, даже Рингиль написал тезисы о городских играх и выложил их в своем ЖЖ в качестве пищи для гостей. В конце он предлагает обсуждать подробнее, "здесь и на Комконе".

Я буду обсуждать здесь. Обсуждать буду два тезиса - первый и четвертый. Они называются "Внешний антураж" и "Сложность погружения в игру". Я обсуждать их буду вместе, поскольку они взаимосвязаны. Текст их не привожу, поскольку он есть в ссылке.

Обратите внимание также на преамбулу статьи. Там говорится, что городские игры похожи на любые другие формы РИ. Я считаю, что это писать было не надо. Это - как если бы нас попросили описать внешность преступника, а мы бы начали с того, что он похож на любого другого человека, что руки, ноги, голова, туловище и т.д. - все у него устроено по схожим принципам, все эти общие для людей части тела широко освещены в анатомической литературе и т.д. и т.п. Как думаете, надолго бы у ментов хватило терпения нас слушать?

Это не придирка к стилю. Если бы автор не начал с общего для всех игр, то, может быть, он и не рассматривал бы отличия городских игр как источник вреда, с которым надо либо бороться, либо как-то по-хитрому их использовать. Выходит, в полигонных играх все полезно, и вопросов с их использованием не возникает, а в городских все чревато вредными последствиями. И только непонятно, кто их нам будет возмещать.

А между тем как раз в городских играх никаких особенностей-то и нет. Это, наоборот, в ПРИ есть особенности. К примеру, такая особенность, что, прежде чем играть, надо дотащиться под рюкзаком до полигона и стереть ноги в кровь, причем желательно это сделать за неделю до игры, чтобы успеть создать игровое поле с чистого листа - построить "крепости" и "дома", разбить в лесу "сады", натянуть "фасады зданий". Особенность ПРИ в том, что только то, что создано руками игроков, воспринимается как деталь игры, все остальное игнорируется. Из детских игр это можно сравнить с тем, как строят холобудки. Там тоже подготовка игрового поля сама по себе интересна и доставляет удовольствие. Кульминационный момент такой игры - это момент между окончанием строительства и началом собственно ролевой игры. Все забираются в свежепостроенный шалашик или сооружение из пахнущих сигаретами больших коробок и несколько минут просто сидят, затаив дыхание, на корточках, с блаженным выражением на лицах, под общим высоколиричным настроением "Мы сделали это". Потом начинается игра - как правило, в семью.

Есть и еще разновидности игр, основной пафос которых связан с подбором и деланием реквизита и организацией пространства. Это такие игры, как "похороны", "магазин", "больница", "крематорий" "цирк" и др. Главное приложение фантазии во всех этих играх - не столько сама игра, сколько переделывание (именно переделывание! а не просто переименование) неигровых предметов в предметы игрового мира. При этом игровое пространство отграничивается. Иногда прямо очерчивается мелом или огораживается частокольчиком. Что за его пределами, то вне игры.

Обычно это дворовые игры. В принципе, можно подобным заниматься и в квартире. Мне лично разрешали и приводить, и играть в такого рода игры, вплоть до того, что мы даже по реалу жрали шашлыки из пластилина - настолько глубоко вживались. Но далеко не у всех была такая бабушка, большинству в квартирах не разрешают. Я даже думаю, что как раз кому больше всего не разрешали, даже и во дворе, те как раз и обожают играть в такие игры. Дворы-то какие стали, посмотрите. И проходные, и проезжие. В такие дворы ребенка страшно и выпустить, где уж там холобудки строить.

Более зрелый и массовый тип детских игр - это игры, во-первых, не привязанные к определенному пространству, во-вторых, длящиеся. Это уже обычно младший и средний школьный возраст, и связаны они обычно с чтением или просмотром кинофильмов. Отыгрывается любимый сюжет. Например, в мое детство играли в "Фантомаса". Один сезон играли в Zоrrо, но Зорро не жег и вполовину так, как Фантомас. Правда, в связи с ним и не стояла проблема социализации, как в связи с Фантомасом (про Фантомаса фильмы потом даже запретили к показу). Пространством игры служил весь город, любая точка, где могли намеренно или случайно встретиться два игрока. Все окружающее воспринималось игроками в реалиях игры. И даже если бы кому-то вздумалось сесть на троллейбус и поехать в другой город, то и реалии Ялты или в Алушты воспринимались бы сквозь призму игрового мира, точь-в-точь как и реалии родного Симфи. Тем более, что всюду были люди, которые смотрели эти фильмы и тоже жили в реалиях игры. Так что фактически пространством игры служил весь мир. Теоретически весь мир. Другое дело, что практически этим пространством служил город, в котором реально находились физические тела игроков. Любого человека игрок воспринимал как человека мира игры. В том числе и заведомо неиграющего. Подчеркиваю это. Игра в Фантомаса именно на том и строилась, что некоторые игровые действия совершались в отношении заведомо неиграющих людей. В противном случае она бы потеряла весь свой шарм и пафос и превратилась в Зорро.

По этому признаку кто-то может вынести суждение, что это было скорее флэш-моб, чем игра, но я категорически скажу, что в те времена флэш-моба не было вообще, но суть даже не в этом. Фантомас - это было именно игра, по ряду важных признаков. Здесь просто нет места это доказывать, да и не надо отвлекаться.

Механизм погружения в игру типа "Фантомас" основан на тотальной переинтерпретации всего. Причем осуществляется она чисто мозгами, а не руками. В идеале любая вещь внешнего мира воспринимается как вещь мира игры. При этом люди продолжают жить нормальной жизнью и психами не становятся, всерьез говорить о такой опасности может лишь настоящий параноик или же просто человек, не знающий предмета обсуждения. Что удивительного в этом, чтобы одновременно жить в двух мирах? Юлий Цезарь спокойно мог одновременно делать десять дел: читать, писать, диктовать, стричься, лежать в ванне, пускать струю, свободной рукой ковырять в носу, шевелить пальцами ног и любоваться ими и еще несколько. Да что там Юлий Цезарь! Возьмем простую, заурядную старушку. Как думаете, справится ли она с такой задачей: одновременно 1) вязать рейтузы своему старичку (при этом надо считать петли!), 2) смотреть сериал и 3) давать указания тому же старичку, где ему лучше икать свои очки? Легко! Любой из нас может читать в метро и погружаться в мир прочитанного, а в это же самое время мы следим за станциями и безошибочно выходим на своей. Проблем с этим не возникает. Так почему же должны возникать какие-то проблемы с погружением в игру?

В отличие от этого, механизм погружения в игру типа "холобудка" или "похороны" основан на любви к вещам. Приготовления составляют важную часть этого занятия и именно они способствуют вживанию. Используя фрейдистскую терминологию, я бы сказала, что "холобудка" - это тип игры, который соответствует анальной стадии развития, а "Фантомас" - это уже более зрелый, фаллический тип, направленный вовне, на целый мир и не особо нуждающийся в вещах-подпорках. Реквизит, если и есть, то он минимален, в качестве такового могут использоваться подручные предметы, ничего строить, изготавливать, шить, вязать, красить, копать, собирать под себя, беречь и охранять - не надо. Главный игровой предмет - это сам игрок, его воображение и прочие способности.

Теперь, думаю, излишне объяснять, что в отношении социализации РИ, то есть в связи с проблемой, как их сделать актуальными для общества, именно городские игры должны сказать решающее слово. За ними будущее, а не за холобудками. Возможно, я, как всегда, утрирую, но я убеждена, что городские игры - это занятие для более зрелых и более разносторонних личностей, а не для тех, которые в свое время не наигрались. Они для тех, кому в детстве играть не запрещали и кто, хотя уже и наигрался в свое время, но и не прочь поиграть еще. А почему бы и не поиграть, если игра - это естественное и нормальное занятие, нисколько не мешающее полноценной жизни и выполнению социальных обязательств. Не менее нормальное, чем, скажем, слушать музыку из плеера, ходить в театр, участвовать в различных лохотронах, голосовать на выборах, знакомиться по интернету и др.

Если человеку для того, чтобы вжиться в роль, необходимо оставить в стороне все свои обычные дела, на несколько дней порвать со всеми своими дружескими и рабочими связями, отключить телефон, полностью погрузиться в мир игры, то, извините, это нормально или не совсем? И почему не ставится вопрос о том, как он потом будет оттуда выходить? Был у Лукьяненко роман (кстати, намного лучший, чем Дозоры) о человеке со специальной редкой сверхспособностью - нырять за погрузившимися в виртуальный мир и неспособными оттуда выйти, там их разыскивать и как-то вытаскивать наружу. Ему за это хорошо платили. А у нас есть такие дайверы?

Только, пожалуйста, не думайте, что я заклятый враг полигонных игр. Ни в коем смысле! Я их сама ни на что не променяю. Что может сравнится с запахом костра, над которым сушится чье-то брэ, промокшее после вытаскивания из грязи дефендера? В городе хоть все кварталы обойдешь, а такой романтики нигде ни за какие деньги не найдешь.

Я здесь (быть может, несколько сумбурно) хочу высказать всего лишь следующую мысль.

То, что мы наконец решили обратить внимание на городские игры, - это прекрасно! Но то, что мы по-прежнему точкой отсчета считаем полигонки, их принимаем за эталон, за норму, от них танцуем, - вот с чем я не согласна, и в этом суть статьи - если кто не понял из изложения. На самом деле все наоборот. Нормой во все времена, что существует город, служили городские игры. Они существовали в разных формах, но люди всегда играли в городе - в своих домах или на улицах. Я сейчас слушаю с диска замечательную книгу М.И.Пыляева "Причуды и странности известных людей" (если кому-то попадется, обязательно купите), там собраны сотни примеров того, как развлекались и играли русские в городах и своих поместьях в конце XVIII - начале XIX вв. Нет ничего естественнее и нормальнее городских игр, напротив же, игра в лесу - вот где экстрим и выход за пределы норм человеческого общежития. И пока мы экстрим и выход за пределы нормы будем рассматривать как норму, а норму как экстрим, фиг мы добьемся какой-либо социализации. На нас всегда будут смотреть как на чокнутых. Сколько бы мы ни писали статей о ПРИ, сколько бы ни устраивали всяческих конвентов, сколько бы денег в них ни вбухивали, ПРИ - это всегда было, есть и будет на любителя, на экстремала. Можно быть экстемалом, никто не запрещает. Но принимать экстрим за норму - значит все ставить с ног на голову и иметь перевернутые представления о мире. И всегда оставаться маргиналом, при этом почему-то вздыхая о какой-то социализации.

  следующие 20 следующие 20 

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (3)

 
порядок:

Последние темы: ГиКРИ как еще один путь к социализации РИ | Все темы


комментарий   ГиКРИ как еще один путь к социализации РИ дать свой комментарий
  аноним, 26.12.06 21:13, в ответ на:
текст ГиКРИ как еще один путь к социализации РИ
  Качество статей все падает и падает..уважаемая ,а все-таки,что вы хотели сказать этой статьей??
цЫган

комментарий   ГиКРИ как еще один путь к социализации РИ дать свой комментарий
  caltres, 27.12.06 00:50, в ответ на: анонимная
комментарий 26.12.06 21:13
  да, на этот раз непостаралась. что сказать хотела? Надо подумать

комментарий   ГиКРИ как еще один путь к социализации РИ дать свой комментарий
  muravlyansky, 15.01.07 14:34, в ответ на: caltres,
комментарий 27.12.06 00:50
  У ГРИ есть большой недостаток - они требует чтобы игроки пересекались "по-жизни" довольно часто. В большом городе это не всегда возможно (исключение - все игроки студенты одного ВУЗа).
А КРи от ПРИ отличаются меньше, чем вам видится - процесс строение холобудок там идет даже активней, так как помещение проще от "чужих" отгородить, чем кусок леса.
  следующие 20 следующие 20 
Лица игр

Реми
(Тимофей Логвиненко. Стокгольм)
Ближайшие события
все регионы

Заявиться через: allrpg | rpgdb



Ролевые ресурсы
Другие игры и ресурсы
Настольная игра Берсерк

Клуб любителей Munchkin

Улун - знаменитый китайский чай

Конные прогулки в Подмосковье


Новые условия размещения баннера игры


дизайн портала - Срочно Маркетинг

TopList
  первая     наверх
info@rpg.ru