 |
|
 |
РИ и Общество Спектакля / Комментарии по теме
/
Калтрис по понедельникам
|
|
 |
Общество потребления, о котором я писала в прошлый раз, еще иначе называют обществом Спектакля, обществом Зрелища, обществом Имиджа. Об этом есть у Ги Дебора, Маркузе, Фромма, Бодрийара, Лиотара и др. Неомарксисты, постмодернисты, а теперь уже и неоконсерваторы, и даже неолибералы, критикуя это общество каждый со своих позиций, в разных словах и выражениях, кто прямо, а кто косвенно, кто с ненавистью, кто с иронией, а кто с прохладцей, указывают на зрелищный, фантомный, призрачный характер жизни в этом обществе, на то, что человек все больше превращается из участника жизни в зрителя, и что вопрос для большинства уже стоит не о том, быть или иметь, а о том, иметь или казаться.
Сама метафора "общество Спектакля" принадлежит Дебору, он написал свою знаменитую брошюру в 1967 году. Но Габриэль Марсель еще 7 и 8 марта 1929 года писал о "мире как спектакле" и различии между двумя типами отрешенности: типом зрителя и типом святого: "Отрешенность святого существует, можно сказать, внутри реальности; она совершенно исключает интерес по отношению к универсуму. Такая отрешенность есть участие, самое высокое, какое только возможно. Отрешенность зрителя совершенно обратного характера; она является отступничеством, не только идеальным, но и реальным". И далее: "Слово "отчуждение" точно передает то, что я хочу сказать. "Я не на спектакле!" -- я хочу повторять себе эти слова ежедневно. Это фундаментальная духовная данность".
Я думаю, что мы, когда играем в РИ, достигаем этой духовной данности. Мы не на спект ...
|
|
|
|
 |
|