14.06.24   карта сайта   настройки   войти
Сайт свободных игровых коммуникаций
http://www.smart-tourist.ru/
http://www.smart-tourist.ru/
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
поиск
Лучшее
текст Алгоритм "Хочу поехать на игру"+2
видео О трудностях создания инноваций+2
событие Интерактивное образование+2
текст Вызовы в образовании / Колонка редактора
Интервью Михаила Кожаринова журналу "Мое королевство"
Разговор с Михаилом Кожариновым о ролевом движении и его возможной роли в образовании, если конечно ролевики решат им заняться.
Кожаринов Михаил Юрьевич Вячеслав Рожков | 19.08.2012
Рекомендации: +:0     :0

Вызовы в образовании
Разговор с Михаилом Кожариновым о ролевом движении и его возможной роли в образовании, если конечно ролевики решат им заняться.

На Дебаркадер мы пришли с коммунистами. Они в орловской области запускают проект общественного центра – летней школы для коммун, и собирают по стране опыт коммунарского образования. Речь в разговоре пошла об образовании в целом - от высшего до дошкольного.

Оценка компетенций

Вопрос для затравки : в 2007–2009 годах ролевики интенсивно начали окучивать высшую школу метаиграми. Игры проводились в МГИМО и МИФИ – ведущих вузах страны. Как сейчас идут дела?
Дела в этом направлении идут не слишком хорошо. Образовательная система в целом довольно консервативна и не готова к принятию новых форм. Если говорить о вузах, то они с удовольствием берут игровые фрагменты, но не готовы на большее. А это чужеродный фрагмент в старой парадигме, поэтому от него нет большого эффекта.
Сотрудничество с МИФИ продолжается, потому что есть практическая задача – центр сертификации специалистов для Росатома. Традиционные экзамены не позволяют выявить компетенции, а только показывают набор выученных сведений. Понятно как принимать теоретические экзамены, но в области практики есть ряд вопросов. Здесь игры могли бы помочь. Но на этом рынке сейчас появляются тренажеры и симуляторы. Для чиновника это значительно удобнее, поскольку позволяет ему оперировать с цифрами – окучено Х человек, вот их показатели. Причем, симуляторы позволяют реально охватить много людей. Симуляторы на международном рынке популярны. И их даже выгоднее покупать, потому что у испытуемых появляются международные статусы по результатам этих испытаний. Поэтому симуляторы вытеснят ролевые игры с рынка оценки компетенций. Для чиновника организовать это просто – посадил бабушку для проверки паспортов на входе, запустил программу в компьютере и получил понятные цифровые результаты. К сожалению, ролевые игры не дают столь же доступных результатов, и они сложные.
Еще в области оценки компетенций работает Анкерайт в Новосибирске. Он применяет конкурсную методологию. Есть практические задачи, которые стоят перед реальным производством. Можно набрать студентов для их решения и посмотреть на их эффективность. Здесь тоже есть ряд трудностей. Легко решать задачки в области IT. А вот в промышленности требуются лабораторные исследования. Предприятия не понимают, зачем давать деньги посторонним студентам, если проще сделать исследование своими силами. К тому же можно сэкономить на постановке задачи, её не надо будет упрощать для внешнего исследователя. Тем не менее, есть фонды, которые готовы финансировать эту деятельность. Предприятия опять недовольны, потому что деньги на исследования у них из–под носа уходят на сторону, но деятельность имеет право на существование как образовательная и практическая.
Итого, рынок сертификации и профессиональной оценки ролевики скорее всего утратят, потому что есть более эффективные методы типа тренажеров, симуляторов и конкурсов.
Ролевое движение в очередной раз загибается. Речь здесь не идет о том, что ролевые игры исчезнут. Больше всего это будет похоже на Грушинский фестиваль КСПшников, когда есть огромные ностальгирующие толпы людей, но уже нет того задора. В 90-е годы РИ-движение принимало общественные вызовы и искало ответы на них. Сейчас оно стало консервативным, ленивым, ушло в свое средневековье. Метаигры и игровые методы оценки могли бы составит конкуренцию симуляторам, но в ролевой тусовке некому ответить на вызов. Было правильное направление, но нет готовности на творческий порыв.
Идея Анкерайта с конкурсной методологией тоже хорошая, позволяет крутить абитуриентов, искать талантливых студентов, способных решать практические задачи. Ролевиков здесь могли бы принимать как экспертов, но опять же, нет людей, готовых творчески вкладываться.
Тема про мышление
Тема компетенций тянет другие темы – про мышление. Разные компетенции требуют разного мышления. Мышление надо развивать, чтобы развивать компетенции, но оно еще плохо изучено.
Есть такая идея ресурсных состояний. Они бывают разными, и идея о них плохо сформулирована. Вот к примеру, вы играете в шахматы – очень сосредоточены. Одна ошибка приводит к проигрышу. Требуется просчет ходов, жесткое мышление. Другое ресурсное состояние - мозговой штурм, когда не критикуют, а наоборот, требуется расслабиться и нести бредятину. Актеры это называют – легкий вес. Шахматы - тяжелый вес, а мозгоштурм – легкий. Здесь у театралов есть понятийный аппарат про разное мышление. И от этого тоже зависят компетенции : могу ли задавить авторитетом и продавить договор это танк. А можно отскочить в сторону, нет такой компетенции. Есть зависимость компетенций, мышлений и ресурсных состояний, но образование еще не изучало эту тему. Любой нормальный учитель знает и на учениках использует состояния : сосредоточьтесь или расслабьтесь. Но никаких новых слов и промежуточных терминов нет, тематика в образовании не изучалась. А ресурсные состояния – то, чему учит игра. Потому что в процессе игры все эти ресурсные состояния можно разбудить и применить.
До человечества игра была – котенок бегает за листочком. Игра это явление, появившееся в процессе естественного отбора и свойственное живой материи, потому что дает ей преимущества в выживании. Игра учит котенка быть в разных состояниях – сидеть в засаде или догонять. Котенку надо освоить разные ресурсные состояния, чтобы выжить. Человек должен ими овладеть – осознать, перевести на научный язык. Этим пока не занимаются.
А у нас на носу переход в новую фазу – фазовый барьер. Есть фазы, котоыре перескочить легко, а есть – трудно. (переход к абсолютизму или раннекапиталистические формы), но некоторые страны застряли на какой-то фазе и начинают отставать. Пытаемся понять что дальше – когнитивная фаза. Раньше ученый был исключением из правил, а теперь основной труженик. Оказывается что гений – это комплексное мышление, физик и лирик в одном флаконе. Разносторонность позволяет им быть учеными. Когда появляется новая область знаний, в ней нет терминологии, ее надо создавать, новые слова ассоциировать чтобы интуитивно понятно было остальным - требуется образное ресурсное состояние. Надо быть немного поэтом и лингвистом, немножко математиком и т.д. Требуется надмышление и рефлексивное мышление – декомпозиция на типы мышления. Но мышление это ресурсные состояния, в которые надо переключаться. Как это прокачивать? Симуляторы не помогут, конкурсы вообще не о том. ролевые игры в этой сфере круче. Преимущество здесь будет у ролевиков, если образование поставит эту задачу. А образование еще не ставит эту задачу – не готово!!!
Инновационная экономика требует ученых, а мы готовим исполнителей и не готовим к работе в межпредметных областях. Система сейчас – противодействует работам на стыке наук. Вот была конференция по разработке докторантур, магистратур и аспирантур. Вскрывается такая вещь - им не выгодно брать диссер межпредметный. Слишком долго защищать, и у тебя все гораздо сложнее – два руководителя, которые друг друга не понимают, говорят на разных языках. Получается защита вдвое сложнее и дольше. Поэтому ученые предпочитают не выбирать межпредметные работы, и поэтому нет прорывов. Здание науки не поощряет междисциплинарные вещи. Система заставляет отказываться от этих тематик на стыке наук.
Система образования тоже не готова работать с междисциплинаркой. В Томске все достаточно неплохо с наукой. Наталья Рязанцева собрала медиков-ученых чтобы обсудить где мы можем прорваться в науке. Выбрали темы про ядерные процессы и медицинское приборостроение. Поняли, что надо идти к физикам в политехнический и учить физику, собрали разные кафедры – физикам медицину читать, а медикам физику. И тут проблема возникла – могут обвинить, что тратятся народные деньги не на тех студентов. Надо теперь балансировать бартер лекционный по часам, а то докопаются и накажут за растрату.
Если это все решать всерьез, то ролевые игры на этом направлении пойдут в кассу. А если все остается словами – пролетаем. И ролевики этот вызов тоже не готовы принимать. Вызов есть, но государство, институты и ролевики – не готовы принимать вызов. Надо искать еретиков, которые готовы всех послать и делать прорыв в междисциплинарных областях.
Ролевики еще сильны в работе с ролями, как это ни смешно звучит. Опять про компетенции поговорм. Работаем с предприятиями – их всех интересует интегральная компетенция. Кандидат не умеет работать в программе ХХХ – почему, предприятию пофиг, его не берут. А если образовательное учреждение выявляет, что он не умеет – надо понимать почему и устранить проблему в рамках обучения. Образование должно заниматься базовым уровнем компетенций – то что проявляется в деятельности. Если студент не умеет выявлять причинно-следственных связей, в образовании применяется куча методических упражнений типа настолок-паззлов. Собираешь зависимости и нарабатываешь умение устанавливать причинно-следственные связи. К этому склонна профессура. Но это не компетенция, а умение. В деятельностной ситуации требуется синтез умений и позиций. Чтобы искать связи в деятельности – нужна позиция, картина мира и надо уметь это синтезировать. Если синтезировать не получается – это не компетенция. У нас в образовании господствует аналитика. Разобрали на части – поняли как работает. Но на уровне сборки все плохо – народ к этому не готов. Надо человека ставить в разные позиции тогда он сможет собирать по-разному из того же набора кубиков. И тогда под разные требования будет компетенция синтезировать решения из базовых элементов.
На госуровне сейчас пытаются утвердить список – это глупо. Надо учить предприятия писать требования, а не утверждать стандартные позиции. Надо учить людей синтезтировать требования – цели, позиции, картину мира. И студент у нас во время обучения проходит через супербедный список инструментов обучения : слушатель, максимум – докладчик. Есть типа исследователь, хотя он в лаборатории повторяет то, что и так известно. Настоящих исследований в ВУЗах фактически нет, могут только воспроизводить шаблон. В Сколково – та же фигня, только им читают лекции про инновации – опять в позиции слушателей. Надо больше ролей на себя брать – прогонять студентов через разное. Например, в походе разные роли – интендант, штурман и т.д. Педагоги это понимают, но на образовательной системе это не отражается. То же самое понимает производство. Ты работал в разных позициях – рабочий, бригадир, мастер цеха? Да? Значит ты сильнее – более опытный. Но не внедряет этого образовательная система, потому что они не умеют работать с разными позициями.
Конкурентов у ролевиков здесь нету. Синтез компетенций, методология – прогнать людей через роли. Студентов надо прогонять через востребованные роли, игр должно быть много. Но нужна активность. Надо придумывать те самые ресурсные состояния и как они связаны с мышлениями.
Если есть задача компилировать будущее - надо больше играть в будущее, люди к этому не привыкли, это другие поведенческие паттерны. Барьер – у нас из поколения в поколение передаются старые паттерны, нет нового. Чтобы сделать переход надо придумать новые паттерны, а все живут в прошлом. И у игры есть преимущество в выработке, но надо поставить задачу паттерны придумать и попробовать, как они работают, в разных выдуманных мирах.
А это не обсуждается, ролевое движение сегодня играет не в будущее, а в феодалку. Вот у Золотых Лесов была игра про наше настоящее-будущее. Но ЗЛ не играли в позитивные поведенческие паттерны, которые обеспечат переход через фазовый переход. А сейчас опять откатились в более примитивную тематику. ЗЛ попали в плен конъюнктуре, если хочешь быть лидером в РИ – играй на публику, играй в феодалку. Потенциал утекает в рыночную конъюнктуру, на потеху потребителям. И этот рынок заводит в тупик - в рамках проблем взрослых, общественных вызовов РИ более не субъект. Сообщество РИ не готово воспринять новые вызовы, образованцы уходят оттуда. РИ –это был раньше синтез, это ответ на вызов. А сейчас все застыло в старых форматах.
Про школу. Все это сказанное выше надо развивать со школы и даже раньше. В школе мы делаем дальше. Но «Перспектива» под ударом – пытаются отнять Хавскую. Сейчас очень конкретно взялись. Есть предписание покинуть помещение. Есть решение правительства о реконструкции здания, помещение отбирают. Государство хочет, чтобы за образование из бюджета не платить. Мы вроде занимаемся детской функцией и не берем денег с государства, но все равно вытесняют. Надо инициировать решение правительства, чтобы выкинули из списков. Даже если выгонят с Хавской, то все равно будем этот сектор отстраивать.
В связи с вступлением закона о бюджетных учреждениях школа будет деградировать. Подушное финансирование было осмысленно, если простраивать дополнительное образование. Но когда оно распространяется только на школы, а не на дополнительные предметы – здесь есть только негатив, а не позитив. Боятся сделать так, потому что вызовет деформации, потому что тогда деньги из школ утекут в независимые центры допобразования. Вот к примеру, физику у Рингиля хорошо дают, в специальном центре изучения физики. Туда утекают деньги из школы. Это было бы по крайней мере спорно, потому что школа бы мутировала. Но так далеко не пошли, боятся, что учителя останутся без денег, а ЕдРо без избирательных комиссий. И получается, что из школы деньги не уходят. Теперь выгодно держать большие классы и забыть об индивидуальном подходе. Будут набирать более слабых учителей, образование упадет. Социальное напряжение возрастет. У родителей нет осознания смерти школы. После появления нового закона не будет революции, но мутации будут. Появится Хоумскулинг – объединение родителей для образования детей через домашнее обучение, появится рынок для компьютерного удаленного обучения. А из домашнего обучения возникнет проблема социальных навыков, общения детей, которую сейчас школа решает – лагеря, кружки и другая инфраструктура – ролевые лагеря, которые можно грамотно спозиционировать родителям. Вопрос пропаганды. Победа без сражения – великое искусство полководца. В школьном сегменте будут большие деформации, в которых можно занять кучу ниш, но готовы ли на это ролевики? Можно ту же школу прогрессоров сделать.
Детсадовский возраст тоже не охвачен – та же кризисная ситуация на стыке школы и детсада. Есть два явления
- интенсификация образования – по младшему сегменту – читать и писать стали еще до школы. Плотность образовательных процессов в младшей школе сильно возросла. Причины – усиление конкуренции на рынке труда. Фазовый переход – от конвейера ушли, теперь есть проблема лишних людей. Учатся до 30 лет. Сдвинулось все к более позднему сроку – это такая скрытая безработица, девать молодежь некуда. А пока они учатся, то даже за учебу платят. Нет ниш потому что старые сектора требуют меньше народу. Рост конкуренции на рынке труда. Продвинутые родители пытаются ребенку пытаются дать высшее образование, и это обесценивает образование. Как выделиться? Нужно сделать отличника! Карьеро-ориентированные родители вкладываются в детей с самого раннего возраста. Английский с 4 лет, грамоте учат с двух, иначе не пробъется. Наша система образования эту гонку поддерживает. Меньше работы с ребенком. Увеличение сроков обучения в школе связано с демографической ямой. Чтобы на образование не урезали финансирование, прибавили еще год в школе – учителя заняты, деньги идут. Стремление карьерных родителей и чиновников совпало. Есть у этого минус - плохо что дети лишаются игр и детства. Девочек уже отдают в школу с 7 лет чтобы сохранить им детскую адаптацию. Родитель хочет чтобы было не просто образование а чтобы было по другому. Кстати, дошкольное общение – тоже ниша. Сознательные мамы занимаются детьми, а их много из-за скрытой безработицы. Куча детей читают к первому классу и им там скучно. Раньше дети учились с удоволсьтвтием а теперь отшибание происходит в 1-2 классе у самых развитых детей. Это вызов – надо делать другую началку и этим пространством тоже надо заниматься.
Параллельно идет еще одна тенденция – ребенок изменился. Компы, видео... Приход цифрового мира очень сильно влияет – дети больше визуалы. Текстовая культура пролетает мимо, утрачивается. Дети плохо говорят связное и сложное, они не читают сложных текстов, и не пишут тем более. Если тексты человечество еще довольно долго отбирало – что читать за тысячелетнюю историю более менее ясно, то визуальной фильтрации нет. Нет никакой градации и сортировки по видео. Дети все равно смотрят, и скорость развития значительно выше потому что визуальное интенсивнее текстового.
Пионеры в 20-е и 30-е годы занимались ликвидацией безграмотности. Коммунисты могли бы организовать пионеров по ликвидации компьютерной безграмотности. Куча новых вещей, которые дети могут освоить и передать взрослым. В 30-е было поголовная грамотность. Сейчас грамотность цифровая – надо учить людей пользоваться компьютером - не только тупо сидеть, но усваивать новую логику общения, пробовать новое образование, цифровой мир. Пионеры могут учить взрослых и могут делать новое, чего не могут взрослые. Простой пример – сортировка видео по нравственным критериям - начать отбор мультфильмов, начать ценности формализовывать. А это продукт, который будет пользоваться в Интернете спросом.
Еще ниша. Все родители в сообществе говорят, что их беспокоит проблема отсутствия дворов. Либо родители боятся выпускать детей, либо немногие не боящиеся перестают отпускать, потому что ребенок там один, ему не с кем гулять. Почему двор не детский сад? Там воспитатель, который организует общение. Если ребенок гуляет с друзьями, они могут сделать шалаш чтобы никто не знал - это другая позиция, которой в детском саду нет. «Дети сыграем в хоровод» или сам прячешь секреты – это разные позиции. Родители готовы детей привезти и выпустить на волю, а если еще там кормят – вообще хорошо... Нам не хватает развивающего пространства. Там нужен не воспитатель, а провокатор – пригласил друзей и начал организовывать пространство – выкидывать в детей, чтобы пошла у них своя самостоятельная движуха – это в чистом виде4 игромеханика. А это как раз то, что решается игровыми методами, что накопило РИ-движение. Мы умеем провоцировать, стимулировать, вбрасывать в игры новые завязки – это направление. Но непонятно, где это может появиться.
На селе – если бы на лето выехать и там была бы улица для своих родителей с детьми – нормальная идея для ролевиков. Мы можем сделать дворы, туда можно вывезти кучу детей – устроить двор хотя бы на три месяца – мамы заменяют друг друга, дети общаются, есть совместная работа.
Студенческий лагерь – тенденция обратная урбанизации – уехать из города. Обсуждали чем вызвано. С 2019-20 года будет увеличение темпа бегства из городов из-за высокой и некомфортной плотности, возможностей онлайновой работы и т.д. Возникнет проблема с образованием. В это можно поиграть уже сегодня, уже даже не поиграть, а потренироваться. Давайте сейчас сделаем город будущего и покатаем социальные штуки. Можем воспроизвести их в реале. Есть на Западе поселки бытовиков-реконструкторов, котороые живут как викинги. Можно также сделать поселение реконструкторов, но про будущее. Поживем три месяца как футурологи. Можно выехать группами и поработать, с детьми. На три месяца открывается лагерь – фестивали, дискуссии, городок будущего, детский двор. Попробуем его сегодня на практике. Для разработки этой идеи нужны модельщики-ролевики. Это еще одно направление, где очень много возможностей в разных сферах.
Резюме. Везде в вышеперечисленных направлениях ролевики могут занять нишу, но они уклоняются от вызовов современности. В 90-х открывали новые форматы, а сейчас уклоняются.
Кстати, про коммуну в Орловской области – не шутка. Интересующиеся могут написать Майкову Николаю, тел. 89253700936, почта nnms(собака)mail.ru.
Обсуждение в ЖЖ http://rojkov.livejournal.com/82634.html

  следующие 20 следующие 20 

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (4)

 
порядок:

Последние темы: Вызовы в образовании | Все темы


комментарий   Вызовы в образовании дать свой комментарий
  averyjordan, 12.10.12 08:48, в ответ на: kocharinov, rojkov,
текст Вызовы в образовании
  содержательно

комментарий   Вызовы в образовании дать свой комментарий
  kylieevans, 15.10.12 13:45, в ответ на: kocharinov, rojkov,
текст Вызовы в образовании
  согласна

комментарий   Вызовы в образовании дать свой комментарий
  charlotteevans, 18.10.12 09:40, в ответ на: kocharinov, rojkov,
текст Вызовы в образовании
  ничего себе статейка

комментарий   Вызовы в образовании дать свой комментарий
  iraidahlopova, 22.10.12 12:29, в ответ на: kocharinov, rojkov,
текст Вызовы в образовании
  прикольно
  следующие 20 следующие 20 
Лица игр

Венера
(Анастасия Деева, Верхняя Пышма)
Ближайшие события
все регионы

Заявиться через: allrpg | rpgdb



Ролевые ресурсы
Другие игры и ресурсы
Настольная игра Берсерк

Клуб любителей Munchkin

Улун - знаменитый китайский чай

Конные прогулки в Подмосковье


Новые условия размещения баннера игры


дизайн портала - Срочно Маркетинг

TopList
  первая     наверх
info@rpg.ru