29.10.20   карта сайта   настройки   войти
Сайт свободных игровых коммуникаций
SmartTourist
ALLRPG info
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
поиск
Лучшее
текст Алгоритм "Хочу поехать на игру"+2
видео О трудностях создания инноваций+2
событие Интерактивное образование+2
текст О менестреле / N 4, март 1998
Ну кто так строит:
Риторический вопрос
  рубрика N 4, март 1998
автор   
Рекомендации: +:0     :0

О менестреле

Ну кто так строит:
Риторический вопрос

И так: это опять о нем. О менестреле. Тема, конечно, не новая, но все так же вопиющая. Что с ним (менестрелем) уже только не делали — и восхваляли, и грязью обливали (и то, и другое — заслуженно), и доказывали, что он вообще не менестрель, и т.д: Что ж, продолжим традицию. Авось особо сильно не повторим предыдущих ораторов. Тема первая, тривиально–музыкальная. (a–moll) "О, лажа, тебе я пою эту оду:" А началось все еще в том месте, которые одни называют Нескучником, вторые — Эгладором, третие — эльфятником, четвертые — поганищем. И, опять–таки, все правы. Да ну да дело не в этом, а вот в чем: идешь по эльфятнику. Думаешь себе наслаждаться жизнью. Однако что–то мешает — как гвоздь в ботинке. Вопрос: что? Ответ: разного рода песни (список смотри ниже). Дело даже не в их тематике (смотри туда же), а в том, как их исполняют: в основном, слух улавливает пьяную/нестройную/громкую (что самое страшное) лажу. Я никоим образом не хочу оскорбить тех, кто действительно хорошо играет и/или поет, однако их слышно отнюдь не всегда. А что же касается остальных...
Недостатки наших менестрелей обсуждались не раз, и достаточно полно, однако я все же позволю себе повториться и привести их (недостатков) список, расставляя некоторые акценты. Итак:

Неумение играть. То есть, половина пытающихся играть (и громко кричащих "Я — крутой менестрель") берет на гитаре ровно столько аккордов, сколько можно взять в первой позиции без баррэ (навскидку: Am, A7, Dm, C, E, иногда добавляется A, D, Em, E7, G, G7, D7, H7), из оставшихся половина берет аккорды с баррэ на первых трех ладах (соответственно добавляем: F, H, Gm, реже B, Hm, Bm, Fm, F#m, Cm, почти никогда — септаккорды), и лишь оставшаяся четверть берет баррэ в пределах хотя бы первых 7 ладов. Сколько из вышеперечисленных берет баррэ правильно (так, чтоб оно звучало, о правильной постановке рук разговора даже не идет) — одному... (нужное вписать) известно. Это — рука левая (большей частью). В руке правой известен чаще всего один бой и один перебор, дальше по мере усложнения число владеющих уменьшается в геометрической прогрессии. Опять–таки же, число владеющих хорошо (или, по крайне мере, удовлетворительно) исчезающе мало.

Неумение петь. По моим наблюдениям, из пытающихся петь очень немногие совпадают голосом с тем, что играют на гитаре. И уж тем более — владеют голосом на уровне изменения динамики и тембра. В общем, "голос у меня сильный — но гнусный! У комарей на лету носики отваливаются(Г.Л.Олди "Зверь–книга").

Исходя из вышеперечисленного, неумение писать музыку. То есть, ее писать–то могут, а вот сделать... Поэтому и идет разговор о владении грифом на уровне хотя бы баррэ по всем (от 7 до 12 и выше, в зависимости от гитары) ладам. И желательно — аккордов в произвольных позициях с использованием открытых струн. Даже одни и те же аккорды, и то различаются по звучанию в разных позициях: три стандартных аккорда рок’н’ролла (E(7), A(7), H(7)) при обыгрывании в разных аппликатурных вариантах очень быстро теряют свою нудность. А если аккордов не три: "Нет, мальчик мой, этот путь не для нас (Г.Л.Олди "Мессия очищает диск"). Аналогично и с мелодией by itself — в голове у автора она может звучать божественно, а вот когда ее пытаешься спеть — кикс. Так что вот так.

Приблизительно таким образом можно охарактеризовать наших менестрелей. Это притом, что я не брал во внимание всяческие дуделки типа очень всеми любимой блок–флейты — не моя специальность. Но, кстати, даже с моим — отнюдь не абсолютным — слухом заметно, что они (дуделки) с гитарой даже не всегда состроены, а уж о том, чтобы совпадать с мелодией — да вы что, это непозволительная роскошь.
Отсюда мораль — учитесь, детки, играть, кто на чем играет, и петь, кто во что горазд. Только дома — там можно практиковаться спокойно, никому не мешая. И вам никто мешать не будет.
Кстати, не стоит говорить о баррэ: но у меня же струны жесткие/гриф слишком опущен/руки устают — все это либо исчезает с тренировкой, либо чинится (струны меняются, гриф — подвинчивается). Если же не чинится — надо либо менять гитару, либо не играть, либо не ныть.

Тема вторая, вульгарно–текстовая. (Речитатив на basso continuo)

Трам–парам–парам–парам–парам–пам–пам
Трам–парам–парам–парам–парам–пам–пам
Винни Пух
Я сразу скажу — я стихов писать не умею. Но вот отличить хорошие стихи от плохих с грехом пополам могу.
Дело даже не в том, что пишут стихи плохие формально (без рифмы/бедный словарный запас/отсутствие ритма). Нет, это как раз все не так страшно — такие стихи бывают иногда намного лучше стихов формально правильных.

Дабы не быть голословным:
Нож, ты в живое сердце
входишь, как лемех
в землю .
(Федерико Гарсиа Лорка)

Плохие стихи? По–моему, нет. Так вот, на данный момент очень часто встречаются стихи, так и сыплющие штампами (как у Свиридова: "я б такие песни мог писать по две штуки в пять минут, если б не было стыдно"), либо вообще бессмысленные. Либо излишне стебные.
Кстати, совсем не обязательно писать стихи — можно писать просто тексты для песен. Главное — делать это хорошо. Я понимаю, конечно, что графомания — вещь такая (сам не без греха), но надо и меру знать. То есть, получается двоякая ситуация: с одной стороны, свои собственные эпосы показывать вроде как и не стоит, потому как они (эпосы) — собственные, а, значит, плохие; с другой стороны, а вдруг хорошие попадутся? Эта дилемма меня лично мучает долго и упорно. Вас, кстати, по–моему, нет. Так вот, я ее решил просто — руководствуюсь собственным вкусом. Потом показываю разным людям по отдельности и слушаю, что скажут. Потом решаю, выносить ли на всеобщее обозрение. Ключевой момент — разные люди должны быть: а) искренними и б) образованными, дабы реально (или близко к тому) оценить новое творение.
Кстати, что до моих стихов — если не слышали "песен", которые я благополучно периодически где–нибудь пытаюсь (и не получается) петь, то посмотрите в библиотеке Дома–на–Перекрестках, там есть некоторые.
И еще раз кстати — сочетание двух аккордов с хорошим текстом или среднего текста с хорошей музыкой дает приличный результат, так что научитесь делать хорошо хотя бы что–нибудь.

Тема третья, патетико–этическая. (h–moll)

Что тебе в трактире этом, менестрель
Тэм

Обо всем вышеперечисленном уже писали, и не раз, так что это — лишь варьированный повтор. А вот об этике:
Дело вот в чем: существуют определенные правила поведения, причем не только на сцене, но и вне ее. И я пока не замечал особой ретивости в исполнении этих правил. Нет, конечно, это не четко записанный кодекс типа: "Не класть локти на стол во время еды", но все же...
Вы никогда не замечали, что чаще всего поют на разного рода "толкиенистских" тусовках? Я как–то прислушался: дивные/слезливые эльфийские, стебные/черные людские/орочьи, а так же металлические/хипповые/ксп–шные/блатные/прочие цивильные (ну уж простите, если кого забыл, у меня ж нет герольдовой практики, я ж списки титулов длиной в километр читать не умею) песни. Конечно, ко всему привыкаешь, но стоит ли оно того? Разве не лучше петь только то, что присуще данной атмосфере (хотя как раз данной атмосфере это–то уже и присуще), и петь хорошо? А все остальное (смотри вышеприведенный список) распевать дома, в компании единомышленников.

Простите, но меня коробит, когда я слышу в эльфятнике песни Pink Floyd–а (это притом, что я, в общем–то, хорошо отношусь к этой группе). И уж тем более меня коробит от песен ГрОб–а. Была однажды такая "забавная" ситуация: сидим мы с Лином на ступеньках библиотеки, я гитару настраиваю, чтобы показать ему свой новый блюз. И тут подходит к нам какой–то юноша, и, посмотрев, как я настраиваю гитару (для тех, кто не видел: весьма занимательное зрелище), спросил: "А ЧайФ–а что–нибудь можешь?" Ему было честно отвечено: "Нет". Дело не в том, что я из творчества этой группы — кстати, мной уважаемой — знаю ровно две песни: "От старых друзей:" и "В твоем парадном темно:", и не в том, что не считаю свое знание этих песен достаточным для того, чтобы их играть, и даже не в том, что я считаю свою гитару выше таких вещей, а в том, что я не считаю возможным играть в Нескучнике ЧайФ. Он подумал так, и говорит: "Что, совсем?" Я говорю: "Совсем." Обращается к Лину: "А ты?" Лин: "Нет. Мы играем только свои песни." В общем–то правильно сказал, кстати. Так вот, ушел этот юноша. Продолжаю настраиваться. Через минуту приходит: "Слушай, вон там человек сидит, дай свою гитарку, он нам сыграет." Я ему: "Нет." (Кто видел мою гитару — поймет). Он говорит: "Не жмотись." Я отвечаю: "Нет." Так мы с Лином ему минуты две объясняли, что гитару мы ему не дадим. ("Не, хлопцы, пулемет я вам не дам"). Достал. Ушел все–таки. Спустя две минуты — я уже настроился, сел поудобнее, показал Лину, как с фотоаппаратом обращаться (я его попросил меня сфотографировать) — возвращается. Я начинаю играть. Только Лин прицелился объективом, как этот умник влезает вольготно так в кадр, по типу "со знаменитостью". Лин его прогоняет. Потом — еще раз. Потом — открытым текстом. Тот вроде отодвинулся, а уже после того, как я доиграл — высказал что–то типа: "Круто, конечно, но не дашь ли ты нам гитарку:" И все снова.
Ситуация, конечно, веселая, но не для нас с Лином. Так вот, я конечно уважаю свободу и хиппарское отношение к жизни (прошу хиппи простить меня, если чем обидел), и могу понять, что уже считается нормальным подойти к незнакомым людям/нелюдям и попросить у них гитару, но вот как–то понять, что уже считается нормальным эту гитару доставать всеми возможными путями, несмотря на несогласие владельца, я уже не могу.
И вообще, о прошении инструмента: представьте, что кто–нибудь подойдет ко мне на оркестре и попросит мою виолончель на пять минут. Я, например, себе такую ситуацию даже представить не могу, а уж если и могу, то этот наглец будет незамедлительно послан далеко и надолго, за исключением, конечно, некоторых вариантов. И я не вижу причин относиться к гитарам иначе. Конечно, считается, что "гитара — тусовочный инструмент, и вообще, между двумя гитарамии разницы ноль, не то что между двумя виолончелями" (для незнающих: виолончели — как и многие другие инструменты — строго индивидуальны, и переход с одной на другую занимает достаточно много времени), но, как показывает мой опыт, подобное презрительное отношение к гитаре ничем не обосновано: гитара — такой же инструмент, как и любой другой, и достоинства и гордости у нее не меньше, чем у "классических" инструментов. А что уж до "одинаковости" гитар: я не видел двух одинаковых гитар. И если вы при переходе с гитары на гитару не ощущаете разницы, то, простите, у вас либо руки лишены всякой чувствительности, либо вы ничего не понимаете в гитарах.

Это лишь один аспект отношения к гитаре. Вот еще: я не раз видел, как в том же Нескучнике какой–нибудь "менестрель" достает гитару из чехла и сразу же начинает играть. Простите, но даже мою гитару, при том, что она держит строй, приходится настраивать (или, по крайней мере, проверять строй) не то, что при каждом расчехлении, а перед каждой композицией. Пустячок, а приятно. И туда же: ситуация на менестрельнике в Фор–Меносе, когда Миранда начала играть и после первой же песни у нее отобрали гитару и дали другую — настолько она (первая гитара) была расстроена. То есть, либо у играющих вообще нет слуха, во что я не верю, либо, что более вероятно, им просто пофигу. А ведь это не очень сложно — хотя бы приблизительно настроить гитару (настроить точно — сложно).

Поехали дальше: вы когда–нибудь видели Спивакова (Третьякова, Ростроповича, Гутман, Башмета, Корсакову, Шаховскую, и т.д.), играющего на инструменте, покрашенном какой-нибудь краской? Вряд ли. А почему же я встречаю гитары, просто–таки расписанные черным маркером (или любым другим рисующим средством) или облепленные разными наклейками? Это же просто варварство, такое же как, к примеру, расписывать тем же маркером античные скульптуры. Ну хочется вам черную гитару — могу понять, хотя уже и поднадоело — купите. Нет денег — молчите. И не издевайтесь над гитарой.

Теперь: я часто вижу переносимые по улице гитары без чехла. А вы не думаете, что она мерзнет или мокнет? Ах, вы ее в пакетик заворачиваете — так знаете, это не спасает. Я свою гитару ношу не только в чехле, но еще и внутри его заворачиваю в тряпочку и специальный чехольчик на гриф одеваю, например. И при этом еще подумываю прикупить все–таки кофр. А вы — пакетик: Потом: вы руки перед едой моете? А перед тем, как за гитару сесть? То–то. Оказывается, есть такая хорошая привычка — мыть руки перед тем, как сесть за гитару (и любой другой музыкальный инструмент). Если, конечно, есть возможность. На нет — и суда нет. Знаете, обобщая все вышесказанное, стоит сказать: относитесь к гитаре, как к себе, и даже лучше. Поверьте, она того стоит, практически любая. И если вы поймете это, то сразу же появится и желание ее беречь — не за то, что она денег стоит, а потому, что она — ваш друг. Вы же наверняка пели или слышали песни о гитарах — ведите себя так, как следует.

Но, как известно, личность формируется окружением. Так и поведение наших менестрелей во многом обусловлено выходками тех, кто их слушает — или делает вид, что слушает. Так, к примеру, "репертуар" во многом предначертан запросами окружающих — ведь если все орут: "Монсегюр", то не споешь "Серебрянные бубенцы". И тут надо либо уметь в любых условиях петь то, что хочешь, либо так подбирать себе компанию, чтобы особых разногласий не возникало.

На концертах и менестрельниках конечно, проще — там репертуар выбираешь сам (ой, устрою концерт — отыграюсь), но зато вот публика... Как они шумят — это ж лучше любой песни. Но я готов поспорить, что всегда найдется хотя бы одна личность в задних рядах, которой будет интересно хотя бы немного из того, что творится на сцене. А вот услышать что–либо оттуда уже не получится — народ на два ряда вперед занят исключительно своим делами. Короче говоря, сильно советую походить на концерты классической музыки — когда слушают затаив дыхание (о мелочах типа "не пьют в зале пиво" молчу). А еще на классических концертах есть место, где можно раздеть инструменты, оставить футляры/чехлы и разыграться. А вот ни на менестрельниках, ни на балах я этого не видел. Мелочь, а неприятно.
То есть, вспоминая старый лозунг, "будьте взаимно вежливы".

Каденция
(речитатив secco)
Я прекрасно понимаю, что может начаться, когда эта статья будет воспринята. Ожидаемые мной отклики можно поделить на три группы:
а) Согласен (с вариациями).
б) Да сам–то!
Согласен, я не умею ни играть, ни петь, ни писать песни. Но в силу некоторых обстоятельств сейчас я получаю музыкальное образование, и, соответственно, могу определенным образом судить о чисто профессиональной стороне дела — и в том числе о технике игры на гитаре или пении. И, вдобавок, я пытаюсь сделать все возможное для того, чтобы научиться вышеперечисленному.
Кстати, если кто–то из вас попросит о помощи в том, что касается этой области — я постараюсь помочь. Я не мэтр, но какие–то азы, наверное, смогу объяснить.
в) Купи гитару, купи. Денег нет.
Здесь все очень просто: если считаешь себя профессионалом, надо либо достать денег и купить хороший инструмент, либо добиваться наилучших результатов на том что есть, и купить хороший инструмент. Если не можешь — значит не так уж и надо. Очень редко бывает так, что денег нет совсем, а когда их мало...

В декабре 1997 очень неплохая, даже, пожалуй, хорошая гитара стоила около 600 тысяч рублей. Это совсем не дорого. Надо просто найти работу и поэкономить. Вот так.
Может быть, здесь я не прав, но, все же, мне кажется, что считающий себя профессионалом — или стремящийся к этому — должен прилагать все усилия к тому, чтобы им быть. Кода (D–dur)
Все вышесказанное можно сформулировать коротко: ребята, стремитесь к профессионализму во всем, чем вы занимаетесь. Будь то гитара, пение, или что–то совсем иное. Будьте профессионалами — только они важны. Все остальное — шелуха, пыль у ног, пыль под ветром.
Cтранник.


  следующие 20 следующие 20 

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

 
порядок:
  следующие 20 следующие 20 
Лица игр

Вай Цзы
(Анатолий Казаков. Москва-Иркутск)
Ближайшие события
все регионы

Заявиться через: allrpg | rpgdb



Ролевые ресурсы
Другие игры и ресурсы
Настольная игра Берсерк

Клуб любителей Munchkin

Улун - знаменитый китайский чай

Конные прогулки в Подмосковье


Центр Паладин


дизайн портала - Срочно Маркетинг

TopList
  первая     наверх
info@rpg.ru