22.02.20   карта сайта   настройки   войти
Сайт свободных игровых коммуникаций
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
поиск
Лучшее
событие ЗилантКон 2009+2
текст Регал : Ролевые игры и постмодернистский тупик / Гости Дяди Славы
Колесников Сергей (Регал) | 19.04.2007
Рекомендации: +:0     :0

Получилось так, что в последнее время я довольно далеко отошел от РИ и занимался, в общем, совсем другими вещами. Но после нескольких разговоров с друзьями о "судьбах мира" вообще и РИ в частности меня, что называется, припёрло, и этот текст, который вы сейчас читаете - из разряда тех, которые невозможно было не написать. Возможно, здесь не будет сказано ничего нового, и все это обсуждалось на всяких конвентах, умных семинарах, круглых столах и т.п. - вот только не попадаю я никогда на них, поэтому придется писать так, как есть, на свой страх и риск.

А припёрло меня вот в связи с чем. Очень много сейчас идет разговоров и споров о всяческих перспективах ролевых игр и ролевого движения, о том, куда и как им развиваться дальше, о том, что стоит за красивой, но уже ставшей расхожей фразой про "делать мир лучше" и - вот наглость-то! - том, как воплотить её в действительность. Одна из популярных точек зрения на этот вопрос, насколько я понимаю, состоит в в том, что если мы будем развиваться одновременно и вширь, идя на активный позитивный контакт с обществом, повышая в нем интерес к РИ, и вглубь, повышая качество и содержательность того, что мы делаем - то благодаря тому, что РИ - очень эффективное самоорганизующее средство, мы сможем запустить эту самоорганизацию во всем обществе и таким образом в перспективе изменить его, сделать его лучше изнутри.

В принципе, я разделяю эту позицию. Но мне кажется, что во всех этих умопостроениях есть некий принципиальный идеалистического толка "баг", возникающий во всех утопических системах, рассчитанных на несение "разумного, доброго, вечного" массам:

Мы считаем людей лучше, чем они есть.

То, что общество вряд ли сходу примет нас с распростертыми объятиями - это понятно. Но массы не будут также и сопротивляться нашим попытками "нести им свет". Нет. Рядовому человеку это будет просто по большому счёту всё равно. Точно так же всё равно, как, например, при просмотре телевизора с перечислением числа жертв очередного теракта где-то-там-далеко-где-нас-нет. Так что никакой "самоорганизации мира" у нас просто не получится.

Ролевые игры начинались для нас главным образом как средство эскапизма, бегства от поганого "внешнего мира". Нас за это порицали, над нами смеялись и по старинке продолжают смеяться до сих пор. Этот эскапизм и в самом деле был по большей части неконструктивен; но именно он помог нам сохранить давно уже ставшие архаичными во "внешнем мире" ценности и постепенно вывести их на передний план, превратив лучшие из наших игр в их транслятор - то самое средство самоорганизации и самовоспитания личности игроков, за счет которого, как я понимаю, мы и рассчитываем путём простого расширения РИ-сообщества менять мир к лучшему.

А тем временем с установлением в мире "информационной тирании", подавляющего господства масс-медиа и интернета, этот пресловутый "внешний мир" погрузился в пучину того самого эскапизма, из-за которого он над нами когда-то и смеялся. Люди работают, чтобы заработать деньги, чтобы потратить их на то, чтобы снять стресс от работы, на которой они зарабатывают деньги - и сотни миллионов людей крутятся в этом бесплодном замкнутом цикле, как белки в колесе. И смотрите: никого не интересует реальный мир, реальные проблемы. Гораздо интереснее смотреть телевизор/кино, наблюдать за чужими жизнями (особенно за "селебритиз", знаменитостями, которых все презирают, но с удовольствием сами же обсасывают все мельчайшие детали их жизни), проживать виртуальную жизнь в виртуальных мирах компьютерных игр, бесконечно циклиться на мелочах и совершенно незначимых вещах. Нас постоянно увлекают, утешают и успокаивают: "Ах, вас мучает совесть из-за того, что вы тут сидите, а в Африке умирают с голода дети? Так пошлите долларовую sms-ку в их поддержку и спите спокойно!" Нас отучают думать, нас приучают повторять заученные последовательности действий, обеспечивающие стабильное функционирование cистемы. Человечество остановилось, оно стоит на месте, бесконечно крутясь в холостом цикле. А мир тем временем летит ко всем чертям.

В принципе, для многих думающих людей всё это давно понятные и даже очевидные вещи. Но от одного этого понимания всё равно ничего не меняется. Легко обвинить каких-нибудь "их" в том, что "они" (тайный или явный заговор правительств и корпораций, жидомасонский заговор, маленькие зеленые человечки, вампирский маскарад, что там у нас далее по тексту в любимых телесериалах?) порабощают таким образом человечество. Но правда, похоже, состоит в том, что здесь не было ничьего специального злого умысла; человечество само загнало себя в эту ситуацию, попав в ловушку постмодернизма. "Все слова уже сказаны, всё уже написано, никакой единой Истины нет" - так зачем создавать что-то новое? И вот начинается повторение уже однажды "пройденного", а затем переосмысление повторенного, а затем - ироническое прочтение переосмысления повторенного... и вот уже мы имеем бесконечное воспроизведение и повторение уже сказанного однажды, уходящий за горизонт ряд копий от копий от копий, давно растерявших внутреннее содержание своих прообразов. А люди ведь любят свое прошлое, точнее, то, что является в нём давно и хорошо им знакомым - потому что люди в принципе боятся неизвестности, ожидающей их в будущем. Массовая культура, взяв на вооружение идеи и приемы постмодернизма, дала людям прекрасную возможность для подпитки этой любви: самовоспроизводимую и самоподпитывающуюся ностальгию. И человечество попало в ловушку потребления этой бесконечно воспроизводящейся ностальгии, бесконечного повторения прошлого. Настоящее ценно для нас только тем, что в следующее мгновение оно становится прошлым; будущее интересно только постольку, поскольку оно даст нам новые возможности переживать прошлое. Мы бежим, эскапируем в это прошлое при первой же удобной возможности - потому что, в общем, наш мир по-прежнему далеко не самое приятное и спокойное место.

Первым восстало искусство, само же и породившее всю эту ситуацию. Но как опровергнуть систему, которая утверждает, что "все точки зрения имеют право на существование" - а, значит, и та точка зрения, которая опровергает эту систему в том числе? И действительно: сначала казалось, что протест, отвержение, преступление против системы должны помочь - но панк стал модой, писатели, музыканты, режиссеры соревнуются в том, кто же из них сочинит самое-самое шокирующее, жестокое, извращенное, которое якобы сможет за счет шока "разбудить" зрителей/слушателей/читателей (хоть кого-нибудь "разбудило", не знаете?), символ антиглобалистов Че Гевара стал лицом с миллионов футболок, а всё более и более жестокие теракты - телевизионным шоу "ах-какой-ужас, даже-круче-чем-вон-в-том-блокбастере, сколько-сколько-говорите-там-погибло?". Преступление против преступления против преступления - и опять возникает бесконечный цикл; люди могут кратковременно впечатляться его ужасами, но потом так же, как и прежде, только все более и более надежно усыплять себя бегством от действительности (ведь она в такой ситуации кажется им всё более и более страшной!), и все слабее и слабее реагировать на все более и более впечатляющие "раздражители" в лице преступлений, ужасов, кошмаров; возникает та самая http://www.ballardian.com/crimes-of-the-near-future-baudrillard-ballard(апатия), о которой шла речь в самом начале этого текста. Этот путь - протест против системы, "преступление против преступления" - инфляционный тупик, надежный выход из которого есть только один: Абсолютное Преступление, гибель всего.

Есть, казалось бы, и другой выход. Бог. Этот выход способен спасти отдельных людей - но вся цивилизация с ее постмодернистским "нет единой Истины, значит, нет и единого пути к Богу - вон, посмотрите, сколько существует разных религий и как они друг с другом дерутся" с этого пути давно свернула, и дороги назад, похоже, нет.

Так наша цивилизация и продолжает крутиться вхолостую, бесконечно воспроизводить прошлое-в-настоящем, причем еще и вовлекая за счет процесса глобализации все больше и больше отдельных людей и целых народов в этот кажущийся бесконечным цикл. Который для того, чтобы пойти дальше, вперед к позабытым ныне человечеством мечтам надо разорвать - причём без совершения Абсолютного Преступления.

Вот тут мы и возвращаемся к искусству - тому, что в прошлом всегда оказывалось способным подсказать человечеству в его сложные моменты какой-то принципиально новый, неожиданный взгляд на ситуацию или даже предложить из нее некий выход. Современное искусство практически погребено под неподъемным грузом массовой культуры и массового потребления, загнано в "высококультурное гетто", неспособное повлиять на массовое сознание. Но там всё равно продолжает теплиться какая-то жизнь - и поиск.

А тут - мы. И наши ролевые игры. Которые мы - вот неожиданность - тоже считаем искусством. Современным, нонконформистским, неклассическим - но искусством. А раз так - то получается, что ближайшая к РИ целевая аудитория - не политики и бизнесмены, а деятели искусства, культуры, философии и гуманитарных наук.

И если задуматься - то да, получается, что с политиками, бизнесменами и рядовыми гражданами по большому счету пока работать бесполезно: им всё равно, а даже если и не всё равно - в лучшем случае у нас вместе с ними из наших гипотетических "социально-ориентированных проектов" получится что-то аналогичное футболкам с Че Геварой, т.е. превращение в часть мейнстримовой культуры - и никакого улучшения мира; в худшем же случае - нас просто съедят. Вместо этого надо в первую очередь искать контакт с теми самыми писателями-музыкантами-режиссерами-философами-культурологами-социологами - в общем, людьми из творческой и гуманитарной среды, которые понимают суть проблемы этого "постмодернистского тупика" и пытаются искать её решение. У них есть гораздо более четкоё и адекватно сформулированное понимание общекультурной ситуации, чем у нас - зато у нас есть РИ, средство, которое может оказаться способным помочь найти из нее выход.

НО: в своем текущем виде РИ для этого тоже большей частью не годятся. Ведь в самой их основе лежит те же самые принципы постмодернизма: своими играми мы перерабатываем уже существующие сюжеты (как художественные, так и исторические), и даже игры по якобы-оригинальным сюжетам уходят недалеко: мы всё равно заимствуем для них идеи из уже существующих источников, разве что иногда их иронически перерабатывая. Это стало основной для эскапизма в самом начале РИ-движения, по этой же причине РИ, если их поставить на широкую ногу и наплодить разнообразных коммерческих РИ-продуктов, смогут найти широкий "рынок сбыта" у среднестатистических "рядовых" эскапистов, потребителей, жаждущих новых ощущений - и именно по этой причине РИ в существующем своем виде не смогут побороть апатию масс и вырвать их из бесконечного ностальгического цикла. Более того, смотрите: у нас уже начались "Монсегюр 10 лет спустя", "Завоевание Рая - 10 лет спустя", ещё-куча-всего-"10 лет спустя"; мы начинаем ностальгировать сами по себе, плодить бесплодные копии-от-копий уже внутри самого РИ-движения! Если идти дальше этим уже привычным нам, традиционным путём - мы придём в тупик. Тупик, вполне возможно, благополучный, обустроенный, всеми признанный, давший обществу тысячи, десятки тысяч активных членов - которые всё равно, однако, глобально неспособны будут что-либо с этим обществом сделать из-за тотальной апатии остальных масс; смотрите, примерно то же самое произошло в нашем мире в предыдущие десятилетия, например, с экологическим движением "зеленых".

И всё-таки РИ - это искусство. И оно, в отличие от традиционного современного искусства, обладает совершенно редкой способностью: работать против энтропии, позитивным образом прививать потенциально восприимчивым к этому людям какие-то актуальные идеи и ценности - т.е. обеспечивать их 1) сохранение, 2) трансляцию и, самое главное, 3) создание под актуальную ситуацию в нас самих. Но пока мы это делаем с привлечением обычных постмодернистских методов - эффективность, "выход" "прогруженных" людей на играх оказывается очень мал, и этот процесс в основном происходит за счет и так уже потенциально готовых к нему людей. Пока будет так - изменить ВСЁ общество мы не сможем, потому что даже если мы всех заставим переиграть в наши РИ по нашим текущим методикам - только очень небольшой процент из этого числа почерпнет для себя что-то кроме "вау, круто отдохнули".

Значит, нам нужно научиться в ходе игры не только "прививать" или "помогать вспоминать" (гм, это было у Сократа :) ) все эти так важные для нас идеи, ценности, идеалы (мы это так или иначе с тем или иным успехом уже умеем), но и "будить" людей глобально-апатичных, "спящих", делать их восприимчивыми к "прививке" идей. Этого мы (кроме каких-то отдельных случаев) пока делать не умеем. И вряд ли, оставаясь в рамках постмодернистской парадигмы, научимся этому сами. Для того, чтобы научиться - нам и нужен в том или ином виде контакт с передовой частью мира искусства и гуманитарных наук, передовой в том смысле, что хорошо осознающей и формулирующей проблемы современной цивилизации - в том числе и той его частью, в которой, как некоторые считают, уже найдены возможные подходы к выходу из этого злосчастного "постмодернистского тупика".

---------------------

 первые 20 первые 20 следующие 20 следующие 20 

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (18)

 
порядок:

Последние темы: Регал : Ролевые игры и постмодернистский тупик | [31846] | [31847] | Все темы

 первые 20 первые 20 следующие 20 следующие 20 
Лица игр

Сергей Вьярд
(г.Алматы)
Ближайшие события
все регионы
22.02.2020-24.02.2020
Рубикон
22.02.2020-24.02.2020
Вескон
13.03.2020-15.03.2020
Комкон 2020
28.03.2020-29.03.2020
Белкон
28.03.2020-29.03.2020
KVENTUM 2020

Заявиться через: allrpg | rpgdb



Ролевые ресурсы
Другие игры и ресурсы
Настольная игра Берсерк

Клуб любителей Munchkin

Улун - знаменитый китайский чай

Конные прогулки в Подмосковье




дизайн портала - Срочно Маркетинг

TopList
  первая     наверх
info@rpg.ru