24.04.24   карта сайта   настройки   войти
Сайт свободных игровых коммуникаций
Когда Игра
SmartTourist
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
поиск
Лучшее
текст Алгоритм "Хочу поехать на игру"+2
видео О трудностях создания инноваций+2
событие Интерактивное образование+2
текст Школа Игрока: тренируемся на кошках / Гризабелла по пятницам
Гризабелла | 06.01.2006
Рекомендации: +:0     :0

В корыстных целях свою недавнюю поездку в Питер на ролевой конвент «БлинКом» я представляла всем как носящую деловой характер. Дескать, не токмо развлекаться едем, но и с разведывательной целью: посмотреть, «как у них там сеют брюкву – с кожурою али без». И теперь испытываю огромное удовольствие, как любой лгун, вранье которого неожиданно оказалось правдой. Потому что на Блинкоме я узнала про Школу игрока.

К сожалению, сезоном полевых игр является суровое и короткое российское лето. Отдельные морозоустойчивые особи, правда, захватывают пару месяцев до и после. И все-таки остаток года ролевикам приходится решать насущную проблему: «чем бы такое заняться». Есть много различных способов уменьшить игровой зуд в «межсезонье»: кабинетные, павильонные и форумные игры, AD&D, словески и прочее (здесь могла бы быть ссылка на статью: «Такие разные игры» ;); подведение итогов прошедшего сезона (отчеты, конвенты); подготовка к будущим играм (создание сайтов, переписка). Все эти достойные занятия не только скрашивают ожидание, но и позволяют самосовершенствоваться, как игроку. Различные игры являются поставщиками нового опыта, «разбор полетов и работа над ошибками» помогают извлечь из этого опыта практическую пользу. Мы учимся, развиваемся, мощно растем над собой… но только в Питере этому явлению придали форму и название школы.

«Занятия на Школе Игрока представляют из себя подборку упражнений, развивающих или поддерживающих в «межсезонье» на должном уровне актерские навыки, полезные в ролевой игре» (цитата из программы конвента). Поначалу я несколько напряглась, решив, что имеется в виду исключительно актерское мастерство, сиречь, навыки сценической речи, пластика, всякие выразительные средства и т.д. Все это, несомненно, дело хорошее и пользительное. Обидно ведь, когда в человеке играющем все прекрасно: и костюм, и вооружение, и слуги... А как рот откроет – так аристократизм, по Жванецкому, «пока не идет». Или, наоборот, у нищего «на лбу десять классов образования написано», а ведь не каждому бродяге быть Арагорном! Но тут в чем проблема? Мы ж остановиться не умеем! Начали с костюма – вляпались в реконструкцию. Танцами занялись – бальные книжечки уже толщиной с «Войну и мир». Фехтование – до реанимации на полигоне. В данном случае можно было доиграться до театра одного актера - и сотни критиков.

С первого взгляда занятие Школы действительно походило на вступительные экзамены в театральный вуз. Ведущий Гакхан раздавал желающим задания в виде различных этюдов. С подготовкой или без, в одиночку или кучками, народ выползал на сцену и мастерские желания материализовывал. И, доложу я вам, это было не просто! Если в обычной игре на тебя работает полигон, антураж, долгий настрой на игру и помощь зала, на сцене ты оказывался наедине с самим собой. Не всякий с разбегу мог догадаться представить красный цвет посредством зажигательных па фламенко, или в качестве «результата совместного творчества» поставить маленький спектакль в стиле «Планета по смете» Р. Шекли.

После «выступления» начиналось «обсуждение» - остальные учащиеся разбирали содеянное собратом или собратьями по несчастью на первоэлементы: «что в нем хорошо, и, главное, что в нем плохо». Как справедливо заметил в своей статье Враг: «почему-то, чувство юмора, красноречие, знание эпохи или книги, по которой поставлен этюд, оказывается у людей сидящих в зале, а не стоящих на сцене» (см. «Школа игрока»: http://vrag.by.ru/rus/playscol.html#begin). Впрочем, «на его месте мог быть каждый», поэтому дискуссия проходила в теплой дружеской атмосфере. Последнее слово оставалось за мастером, но не потому, что он точно знал, как надо. Ведь отыгрыш – понятие субъективное.

Что мы вкладываем в понятие «хороший отыгрыш»? Соответствие игрока заявленной роли, то есть – общепринятым представлениям о ней? Нашим представлениям о ней? Или его собственным? Принято считать, что «новичок» больше старается сам поверить в свою роль, тянет ткань игры на себя, и, по сути – играет для себя. Если «верить в себя и не замечать препятствий» удается, внешний результат тоже производит впечатление – естественное не бывает безобразно. С опытом приходит оглядка на других, игрок понимает, что он не один во вселенной, его личное пространство расширяется на пару метров и накрывает ближайшее окружение. Появляется умение играть не только для партера, но и для галерки, где «никто ничего не слышит, зато все сочувствуют».

Дальше – больше. Многие игроки со временем невольно начинают действовать, как игротехники: оценив несколько вариантов поведения персонажа, выбирают тот, который окажет наиболее «положительное» - или хотя бы яркое – влияние на игру, затронет большее количество других персонажей. Грубо говоря: можно закулуарить короля втихую под кустом, а можно во время коронации, с погоней, перестрелками и катанием на люстрах. И самому весело, и другим нескучно. Хлопотно, правда, и опасно, зато никто не уйдет обиженным. При этом, разумеется, невозможно полное «вживание» - приходится действовать за всю съемочную группу: за режиссера, сценариста, оператора, консультанта и самого актера, не говоря уже о поклонницах у входа и разносчике пиццы. Отстраненный взгляд со стороны позволяет сделать «красиво» для других. Зато выходит менее «красиво» для себя, ибо с горячим сердцем и холодными ногами катарсиса не поймаешь.

Вживаться или отыгрывать? Истина, как обычно, где-то посередине. Я бы даже разместила ее все-таки ближе к вживанию. Полностью «театральный» отыгрыш, на мой взгляд, наиболее уместен для ролей «инфернального зла». Вот уж где и сам не захочешь полного погружения, да и окружающие не больно-то позволят. Здесь речь идет не о персонажах из серии «сила Ночи, сила Дня – одинаково фигня». Обыкновенное зло может казаться таковым только с определенного ракурса, а с другого его от классического добра с кулаками просто в упор не отличишь. Так что вживайся – не хочу. А вот всяких Неназываемых интереснее и пользительнее примерять, как костюмчик – аккуратно просунул голову в ворот, аккуратно продефилировал по сцене, аккуратно отмерил дозу зла в пробирке, аккуратно вылил, аккуратно ушел. Во избежание самовозгорания. Вот где простор для демонстрации актерского искусства! Окружающие должны поверить. Ты – нет.

Во всех остальных случаях театральность вполне может уступить вживанию. Если подробно проработанный персонаж аккуратно надет на игрока, и таких хорошо сидящих костюмчиков – большая часть полигона, игра не потребует внешнего редактирования. Действуя только на основании внутренней логики персонажа, можно добиться того, чтобы вокруг тебя «всю жизнь горело» и без постоянной оглядки «на того парня». При этом, конечно, от вспомогательных выразительных средств отказываться не стоит. Отлично, когда под тонкой шкуркой игрока рвет и мечет огненноокий витязь, но если окружающим при этом явлена лишь бледная спирохета, может получиться неудобно.

Вот тут на помощь и приходят навыки актерского мастерства. Если сто раз сказать слово «халва», во рту слаще, конечно, не станет, но дикция поправится. Зачастую трудно без искажений транслировать на окружающих весь диапазон своих чувств и буйство фантазии. В лесу элементарным образом плохо слышно, театр маргинального жеста не всегда лучшая замена инаугурационной речи, быстрая смена обстановки на игре порождает ступор в ситуациях, которые совершенно естественны для персонажа. Все эти недочеты сглаживаются с опытом. Но процесс получения опыта можно пришпорить. Занятия в «Школе игрока» способствуют именно этому. Их задачей не является подготовка профессиональных актеров, ведь перед театром и игрой стоят совершенно разные цели. На игре нет зрителей, и раздача попкорна временно прекращена. Каждый себе и сцена, и актер, и зритель, и критик. И если уж «как зритель талантлив я вполне» (а о критиках – что и говорить), стать чуть более хорошим актером, пожалуй, не вредно.

Оттачивание навыков актерского мастерства в игровых ситуациях, разумеется, лишь один из способов добиться соответствия между богатым внутренним содержанием и выхлопом вовне. Зато такая тренировка на кошках, несомненно, помогает сгладить противоречие между вживанием и театральностью. Как следует научившись дышать и не задумываясь об этом, ежик будет жить долго и счастливо.

P.S. «Говорят, что хорошие привычки лучше хороших принципов. Возможно, хорошие манеры лучше хороших привычек. Родительские поучения могут и не спасти от гибели вашу пуританскую совесть; но если вы выпрямитесь на стуле, не касаясь спинки, и сорок раз повторите слова "призмы, пилигримы", сатана отыдет от вас. И когда Нэнси прибегала к ван-олстин-фишеровской интонации, ее охватывал гордый трепет noblesse oblige» (О’Генри «Горящий светильник»)

  следующие 20 следующие 20 

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (6)

 
порядок:

Последние темы: Школа Игрока: тренируемся на кошках | Все темы


комментарий   Школа Игрока: тренируемся на кошках дать свой комментарий
  аноним, 10.01.06 11:10, в ответ на: grizabella,
текст Школа Игрока: тренируемся на кошках
  Отличная статья.
Но мне "актерский" подход напоминает "приставления носа Ивана Никифоровича к физиономии Сидора Петровича с целью получения знатного жениха".
Жуков

комментарий   Школа Игрока: тренируемся на кошках дать свой комментарий
  аноним, 10.01.06 13:33, в ответ на: grizabella,
текст Школа Игрока: тренируемся на кошках
  Собственно, помогать учиться играть - это очень и очень хорошо.
Многие вещи приходят с опытом, но иногда понимаешь, что что-то было бы здорово узнать намного раньше, например, на 1-2 году играния.
Это так, абстрактный комментарий.
А более конкретный - Гриз, ты что-нибудь слышала про Центр Ролевого Моделирования "Бриз", расположенный на улице Хавской?
Наверное теми, кто учил именно играть, а не занимался педагогикой с помощью РИ, были они.
Единственное что, я могу ошибаться, и Хавская и Город Мастеров были разными структурами, тогда ГМ был немного раньше (наверное), но, может быть, я и не ошибаюсь ...

комментарий   Школа Игрока: тренируемся на кошках дать свой комментарий
  grizabella, 12.01.06 22:56, в ответ на: анонимная
комментарий 10.01.06 13:33
  С прискорбием вынуждена признать, что о Хавской знаю только понаслышке и вприглядку (чужими глазами – был у нас один засланец). С теоретической точки зрения в свое время изучала, но, к сожалению, не слишком углубленно. У меня создалось впечатление, что методики Хавской больше предназначены для образовательного процесса или подготовки мастеров, что меня, как игрока, интересовало меньше. Плюс сама система «моделирования» как альтернатива «вживанию» и «театральности»… Разумеется, Карл Маркс и Фридрих Энгельс – не четыре разных человека, и сложно создавать игры, не уделяя при этом достаточно внимания фигуре игрока. Поэтому осознаю, что многое незаслуженно прошло мимо меня. Сейчас поиск на скорую руку выдал только статьи по истории ролевого движения (из коих, кстати, следует, что «Бриз» и «Город мастеров» в свое время едины и непобедимы) и, кажется, основополагающий текст «Школа ролевого моделирования» (http://www.sys-tema.ru/SHkola-rolevogo-modelirovaniya.html) Буду благодарна за любые дополнительные материалы, а если с разъяснениями – вообще замечательно. Совершенно справедливо было замечено, что я в то время, «как все начиналось», еще пешком под стол ходила (радостно молодится). Я подозревала, что открываю Америку. Но, может быть, это не так плохо? Каждый ведь открывает ее по-своему, ставя во главу угла что-то новое. Например, самих инков превыше их золота ;) Несмотря на то, что я волей случая оказалась этаким «прожектором перестройки», не так важно, что именно я пишу. Предыдущие дискуссии доказали, что каждый читатель находит в тексте что-то свое, что-то, задевающее его за живое. Зачастую даже автор не подозревал, что оно там есть. Отде ...

комментарий   Школа Игрока: тренируемся на кошках дать свой комментарий
  аноним, 13.01.06 08:34, в ответ на: grizabella,
комментарий 12.01.06 22:56
  эээ... когда всё начиналось, я ходил, я так думаю, приблизительно под тот же стол :-) я же совсем не к тому это сказал, а к тому, что, наверное, это немного удивительно, что именно нормальной систематизированной подготовки игрока нету - т.е. это было когда-то раньше, а пото пропало (разве что, хавская чуть ли не до сих пор функционирует). и здорово, что это сейчас снова появилось.

комментарий   Школа Игрока: тренируемся на кошках дать свой комментарий
  аноним, 25.01.06 23:39, в ответ на: grizabella,
текст Школа Игрока: тренируемся на кошках
  Театральные тренинги - действительно полезная штука. Группа новичков нашего клуба, у которых я регулярно вела театральные занятия зимой, на летних полигонках отыгрывала роли и ориентировалась в игре лучше, чем те, кто такой подготовки не имел. И театральное действо, в случае необходимости, с ними проще подготовить. Но надо всегда помнить, что ролевая игра не театр. У некоторых игроков бывают заблуждения: сыграли на игре - теперь они хорошие актеры. А сцена живет по другим законам! Впрочем, это уже другая тема...
Джул.

комментарий   Школа Игрока: тренируемся на кошках дать свой комментарий
  rovenion, 13.02.06 20:16, в ответ на: grizabella,
текст Школа Игрока: тренируемся на кошках
  Хе-хе. Мастер-класс Хэлл, вечные наши "двери" и "подиум"...
  следующие 20 следующие 20 
Лица игр

Фрам
(Борис Рязанов. Троицк)
Ближайшие события
все регионы

Заявиться через: allrpg | rpgdb



Ролевые ресурсы
Другие игры и ресурсы
Настольная игра Берсерк

Клуб любителей Munchkin

Улун - знаменитый китайский чай

Конные прогулки в Подмосковье


Умереть в Иерусалиме


дизайн портала - Срочно Маркетинг

TopList
  первая     наверх
info@rpg.ru